Масштабный тест фрикционных и шипованных зимних шин 225/50 R17 по версии журнала «Авторевю» (2019 г.)
Перед началом очередных испытаний зимних автошин невозможно предсказать, какая погода будет в дни проведения тестов: снегопад, гололед, мороз или внезапная оттепель. Специалисты популярного издания «Авторевю» не стали усложнять задачу и дожидаться определенных погодных условиях. Эксперты испытали несколько комплектов шипованных и нешипованных шин при разных температурах, что позволило получить более полное представление о характеристиках испытуемых изделий.
Протестированные автошины
В список участниц этого теста вошли 13 моделей покрышек, среди которых только три новинки: Continental IceContact 3, Bridgestone Blizzak Ice и Toyo Observe GSI-6. Остальные шины уже хорошо известны автомобилистам, поскольку выпускаются уже не первый год. Но, во-первых, технологии производства покрышек с каждым годом совершенствуются. Во-вторых, тесты проводились при трех различных температурных режимах. Поэтому влияние "возраста" тех или иных шин на результаты их испытаний сведены к минимуму.
Шесть из тринадцати протестированных моделей покрышек являются шипованными. Четыре из них имеют повышенную плотность размещения шипов, которая выходит за пределы, установленные техническим регламентом (60 шипов на погонный метр). Тем не менее, все изделия разрешено эксплуатировать на отечественных дорогах, поскольку имеет значение не количество шипов, а влияние шипованных покрышек на дорожное покрытие. Для справки: оценка износа асфальтированных дорог при использовании таких шин проводится на скорости 100 км/ч.
Остальные 7 моделей относятся к сегменту фрикционных автошин. Характеристики этих покрышек определяются не столько дизайном протектора, сколько качеством и составом резины. В некоторых случаях (например, при экстремально низких температурах, когда лед становится слишком твердым и с трудом прокалывается шипами) резиновая смесь играет первоочередную роль и обеспечивает необходимую цепкость шин, предотвращая частые пробуксовки и опасные заносы.
Разница между фрикционными и шипованными покрышками
В ходе испытаний, проводимых экспертами журнала «Авторевю», была замечена закономерность: и шипованные, и нешипованные шины начинают терять цепкость при понижении температуры. Но зависимость тягово-сцепных свойств покрышек от температурного режима не всегда прямолинейна. Сцепление шин с дорожным полотном во многом зависит от шероховатости ледяной корки на поверхности дороги. Фрикционные покрышки, которые работают за счет ламелей, цепляющихся за мелкие неровности, в условиях низких температур оказываются более предпочтительными.
При положительной температуре окружающей среды картина становится полностью противоположной. Когда ледяная корка на дороге покрывается тонким слоем талой воды, шипованные покрышки демонстрируют гораздо лучшие показатели, чем фрикционные.
Проводимые испытания
В ходе испытаний эксперты проанализировали наиболее значимые характеристики зимних шин при различных температурах окружающей среды. В частности, специалисты оценивали тормозные свойства покрышек на льду, замеряли время прохождения круга на ледяных и заснеженных поверхностях, субъективно оценивали комфортность хода, шумность и управляемость. Также сотрудники «Авторевю» провели тестирование шин на стойкость к аквапланированию, а в завершение, когда температура воздуха поднялась выше +6 градусов, испытали все модели на сухом асфальтированном покрытии. Результаты отдельных тестов и обобщенные показатели приведены в таблицах ниже.
Рейтинг шипованных шин
+ Модель Continental IceContact 3 стала безусловным лидером среди шипованных покрышек, участвовавших в тесте. + Шина примечательна тем, что в ней применяется принципиально новая технология ошиповки: вместо обычных металлических шипов используются прорезиненные элементы. - Незначительным минусом является более высокий уровень акустических шумов в сравнении с моделями-конкурентками. Общий результат: 9,2 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Модель получила 10 из 10 баллов за быстрое прохождение круга на ледяной дороге. + Эксперты отметили, что такая резина оптимально подойдет как для городской, так и для загородной езды. + Асимметричный протекторный дизайн покрышки позаимствован у шины Continental IceContact первого поколения. - Средние показатели торможения на сухом асфальте. - Не самый лучший результат в испытаниях на комфортность езды. Общий результат: 8,6 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Специалисты высоко оценили динамику, разгонные и тормозные характеристики покрышки на скользких ледяных покрытиях. + В трех из четырех тестов, проводившихся на снегу, модель получала максимальные баллы. 9 баллов было присвоено лишь за время прохождения круга. + На мокром асфальте шина продемонстрировала хорошую устойчивость к аквапланированию. - Основной недочет - повышенный уровень шумности, вполне характерный для шипованных колес. Общий результат: 8,6 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Представители издания «Авторевю» отметили неплохие сцепные характеристики, управляемость и стойкость к аквапланированию. + Шина получила достаточно высокие оценки в испытаниях на заснеженном треке. + Отмечена неплохая мягкость хода и комфортность езды. - Покрышки являются достаточно шумными. Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется. |
||
+ Шина продемонстрировала неплохие характеристики во время ледяных и снежных заездов. + Хорошо проработанная система дренажа, высокая стойкость к аквапланированию. + Достаточно мягкий и плавный ход автомобиля. - Повышенная шумность и недостаточно высокие показатели на асфальтированной дороге. Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется. |
||
+ Шина порадовала испытателей достойными сцепными характеристиками, разгонной динамикой и устойчивостью на мокрых дорогах. + За разгонную динамику на снежных и ледяных покрытиях шине присвоили высшие оценки. - Модель получила 6 из 10 баллов за акустические характеристики. - По тормозным свойствам и управляемости модель незначительно уступает конкуренткам. Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется. |
Рейтинг фрикционных шин
+ Модель продемонстрировала наилучшие показатели в тесте фрикционных покрышек и получила заслуженное 1-е место. + Покрышки отличились превосходными тягово-сцепными свойствами. + Изделия оказались самыми мягкими среди всех испытуемых моделей (41 единиц твердости по Шору). - За устойчивость к аквапланированию шина получила среднюю оценку - 6 из 10 баллов. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Шина заняла 2-е место и произвела на испытателей должное впечатление, продемонстрировав хорошую цепкость и управляемость. + Специалисты присвоили модели высшую оценку за уровень акустического комфорта. - Низкая устойчивость к аквапланированию. Общий результат: 8,5 баллов. Рекомендуется. |
||
Hankook Winter i*cept iZ2 |
+ Модель отличилась низкой шумностью, плавностью хода и хорошими разгонно-тормозными свойствами. + Достаточно высокая стойкость к аквапланированию. - Имеются некоторые недочеты, касающиеся управляемости на ледяных и заснеженных поверхностях. Общий результат: 8,2 балла. Рекомендуется. |
|
+ По характеристикам модель оказалась близкой к своей ближайшей конкурентке Winter i*cept iZ2, получившей такой же общий балл. + Отмечен низкий уровень шумности. + Шины достаточно мягкие, обеспечивают комфортный и плавный ход. - Характеристики покрышек на сухой и мокрой дороге не впечатлили организаторов теста. Общий результат: 8,2 балла. Рекомендуется. |
||
+ Шина показала неплохие сцепные свойства на снегу, отличную проходимость и динамику. + Модель благополучно прошла испытания на комфортность и шумность. - Во время испытаний на льду и мокром асфальте обнаружились незначительные изъяны. Общий результат: 7,8 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Главный плюс - отличная динамика на сухом асфальте. + Уверенное торможение на влажной дороге. + Вполне достойные оценки в испытаниях на снегу. - Эксперты раскритиковали модель за недостаточную цепкость на ледяных покрытиях. Общий результат: 7,5 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Шины данной серии показали неплохие результаты в испытаниях на мокрой дороге. + Модель продемонстрировала хорошую разгонно-тормозную динамику и управляемость на заснеженном треке. - На обледенелых покрытиях эффективность покрышек оказалась недостаточной. Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется. |
Примечательно, что некоторые модели испытуемых шин во время испытаний 2019 года показали лучшие результаты, чем в ходе прошлогодних тестов, проводившихся экспертами издания «Авторевю». Также специалисты заметили, что одни и те же модели покрышек с разными датами производства несколько отличаются по конструктивному исполнению. К примеру, в шипованных шинах Hankook Winter i*Pike RS2 и Yokohama iceGuard iG65 изменилась высота шипов, что отразилось на эксплуатационных характеристиках. А некоторые фрикционные модели стали производиться из более мягкой резиновой смеси, что стало результатом внедрения новых технологий шинопроизводства.