Тест 12 моделей фрикционных шин 195/65 R15 («За рулем», 2019 г.)
В преддверии зимнего сезона 2019/2020 издание «За рулем» опубликовало результаты очередного теста зимних автомобильных покрышек. Для испытаний отобрали 12 моделей фрикционных шин типоразмера 195/65 R15 из разных ценовых категорий, включая эконом-сегмент и премиум-класс. Большинство изделий хорошо знакомы автомобилистам и отнюдь не являются новинками на рынке авторезины. Среди "свежих" – только три модели, поступившие в продажу в 2018-2019 годах. Это Toyo Observe GSI-6 (2019 г.), Nokian Hakkapeliitta R3 и Continental VikingContact 7 (2018).
Условия проведения испытаний
Тестирование автошин проводилось на испытательном полигоне Technotrac, принадлежащем южнокорейскому шинному концерну Hankook. Тестовые площадки располагаются неподалеку от поселка Ивало возле реки Ивалойока в финской Лапландии. На территории полигона предусмотрено несколько прямых, извилистых и кольцевых участков с заснеженными и обледенелыми покрытиями, благодаря чему экспертам журнала «За рулем» удалось протестировать покрышки в самых разнообразных условиях и проанализировать все ключевые характеристики изделий.
В период проведения испытаний температура воздуха опускалась до критической отметки -30 °C, что выходит за оптимальный предел -27..-25 °C, ниже которого технические специалисты шинных компаний стараются не устраивать подобные мероприятия. Тем не менее, время, выделенное на тест 12 нешипованных покрышек, было крайне ограниченным, что не позволяло выбирать подходящие условия.
Заезды проводились на автомобиле Skoda Octavia. Машину оборудовали специальной измерительной аппаратурой VBOX с модулем GPS.
Тесты на льду
Первый этап испытаний – проверка тягово-сцепных, тормозных и динамических характеристик автошин на обледеневшем покрытии. Для этого был выбран специальный участок полигона с искусственно созданным льдом. Время разгона от 0 до 30 км/ч и величина тормозного пути с 30 до 5 км/ч рассчитывались по 8–10 раз для каждой модели автошин. Периодически на Октавию устанавливали "базовый" комплект покрышек, чтобы отслеживать изменения дорожного покрытия и вносить соответствующие корректировки в результаты последующих заездов.
В этих двух дисциплинах бесспорными победителями стали шины Continental и Nokian. Модель VikingContact 7 незначительно превзошла финскую Hakkapeliitta R3 по тормозным и разгонным свойствам. "Антирекорды" поставили китайские покрышки Sailun и Cachland. Первые оказались худшими в испытаниях на разгонную динамику и ускорялись на 44% медленнее, чем лидировавшая модель. Вторые с треском провалили тест на торможение (тормозной путь на 31% больше, чем у Continental).
Следующее испытание на льду – проверка управляемости при движении по круговому треку. Чтобы получить более точные результаты, пилоты преодолевали круг по 15–20 раз и усредняли полученные значения. На данном этапе список лидеров и аутсайдеров остался прежним. Разница лишь в том, что шины Continental сместились на второе место, уступив покрышкам Nokian.
Испытания на снегу
Вторая часть мероприятия проходила на заснеженной тестовой площадке. Здесь специалисты "За рулем" определяли те же характеристики шин, что и на ледовом покрытии: скорость разгона, величину тормозного пути и время прохождения круга (управляемость). Верхний предел скорости увеличили с 30 до 40 км/ч.
Проверка управляемости выполнялась в два этапа. На первом пилоты управляли автомобилем сдержанно и осторожно, не допуская боковых заносов. Вторая оценка выставлялась за динамику машины при более агрессивном вождении с частыми поперечными скольжениями.
Самыми быстрыми на снежном покрытии оказались шины Nokian. Наиболее эффективное торможение продемонстрировал комплект фрикционных покрышек Pirelli Ice Zero FR. С колесами Sailun и Cachland ситуация осталась прежней: обе участницы заняли последние места в испытаниях на снегу.
Также каждый комплект зимней резины протестировали при выполнении распространенного маневра – "переставки" (резкого перестроения на другую полосу движения). В этой дисциплине наилучшие результаты показали шины Hankook, Nokian и Triangle. С покрышками Roadstone тестовый автомобиль резко уходит в занос и плохо реагирует на рулевые команды.
Высшие оценки за проходимость на снежной целине присвоены шинам Nokian Hakkapeliitta R3 и Nordman RS2. Худшие показатели при движении по сугробам показали участницы из Поднебесной – Sailun и Cachland.
"Сухие" и "мокрые" испытания
В первые дни апреля испытатели вернулись из Финляндии в Россию, где были запланированы очередные тесты на тольятинском полигоне АвтоВАЗа. Всю дюжину фрикционных покрышек протестировали на сухом асфальтированном покрытии при температуре окружающей среды от +5 до +10 °C.
Первое испытание – проверка топливной эффективности. По этому показателю лучшими оказались покрышки Nokian и Nordman, отличившиеся самыми низкими коэффициентами сопротивления качению. Наибольший расход горючего наблюдался у автомобиля, "обутого" в шины Cachland и Gislaved. Разница между лидерами и аутсайдерами достигала 0,4 л/100 км.
Второй тест на сухом асфальте - оценка курсовой устойчивости и управляемости при высокоскоростной езде по прямому участку дороги. Автомобиль разгоняли до 130 км/ч и оценивали его поведение при плавном перестроении и объезде препятствий. Лучше остальных дорогу держат покрышки Continental, минимальный балл получила продукция бренда Viatti.
Следующая стадия "сухих" тестов – определение акустических свойств шин при помощи высокоточного шумомера, а также выставление субъективных оценок за мягкость хода. Среди самых тихих покрышек – Continental, Hankook и Nokian. Худшие показатели шумности продемонстрировали китайские колеса Cachland и отечественные Viatti. Такой же список лидеров получился и по итогам проверки на плавность движения, но, к удивлению испытателей, к тройке победителей присоединились покрышки Cachland. Наиболее жесткая конструкция оказалась у шин Triangle и Viatti.
Напоследок эксперты «За рулем» испытали тормозные свойства всех участниц на сухом и мокром асфальте. Торможение выполнялось до 5 км/ч со скоростей 80 км/ч и 60 км/ч соответственно. Зимние модели Continental, Nokian и Pirelli лучше всего проявили себя на мокром покрытии, хуже остальных – шины Viatti. На сухой дороге лидировали покрышки Cachland, продемонстрировавшие самый короткий тормозной путь. Аутсайдером в этом испытании оказалась российская модель Viatti Brino.
Итоговый рейтинг
+ Шина заняла 1-е место в тесте и отличилась не только превосходными тягово-сцепными свойствами, но и уникальным дизайном протектора с ромбовидными блоками в центре. + Высокий уровень комфорта, плавность и мягкость хода. Некоторые претензии в плане топливной эффективности. Общий результат: 935 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Высокая цепкость на скользких дорогах. + Хорошая управляемость и предсказуемое поведение в самых разнообразных условиях эксплуатации. + Комфортабельность езды. + Топливная экономичность. - Незначительные замечания к курсовой устойчивости на сухой дороге. Общий результат: 933 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
Hankook Winter i*cept iZ2 |
+ Модель порадовала испытателей отличной работоспособностью на заснеженных и обледенелых дорогах. + Тихий и мягкий ход. - Среди незначительных минусов – посредственные характеристики на мокром и сухом асфальте. Общий результат: 912 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
|
+ За хорошие тягово-сцепные, разгонные и тормозные свойства покрышке присудили 3-е место в тесте. + Отличная курсовая устойчивость при больших скоростях. - У испытателей остались некоторые нарекания касательно шумности и мягкости резины. Общий результат: 912 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Модель продемонстрировала достойные результаты в испытаниях на акустический комфорт. + Отменные показатели курсовой устойчивости. + Высокие сцепные характеристики. - Чрезмерная жесткость. - Недостаточная управляемость и проходимость. Общий результат: 888 баллов. Рекомендуется. |
||
+ По основным эксплуатационным характеристикам модель занимает среднюю позицию между шинами премиум-класса, оказавшимися в тройке лидеров, и бюджетными китайскими изделиями, которые получили последние места. + Отмечена высокая курсовая устойчивость при движении по сухому асфальту. + Сцепные характеристики выше средних. - Основные недочеты – шумность, повышенный расход топлива и недостаточно мягкий ход на неровной дороге. Общий результат: 875 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Эксперты по достоинству оценили модель за оптимальные показатели топливной эффективности и проходимости. + Шины успешно справились с испытаниями курсовой устойчивости и разгонной динамики. - Тормозные свойства покрышек Nordman оказались не самыми высокими. Общий результат: 875 баллов. |
||
Triangle SnowLink PL01 |
+ Модель хорошо показала себя в испытаниях на управляемость при езде по заснеженному треку, отличилась неплохой курсовой устойчивостью. + Умеренный уровень акустических шумов. - Специалисты раскритиковали изделие за чрезмерную жесткость резины, высокую сопротивляемость качению и недостаточную цепкость на льду. Общий результат: 855 баллов. Рекомендуется. |
|
+ Хорошие зимние покрышки с оптимальным сочетанием цены и качества. + При наличии должных водительских навыков можно уверенно и безопасно управлять машиной как на заснеженных, так и на сухих или мокрых дорогах. - Худшие результаты в испытаниях на мягкость и комфортность. - Повышенный расход топлива при скорости 60 км/ч. Общий результат: 839 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Модель отличилась неплохими показателями шумности. + Неплохие оценки за курсовую устойчивость при езде по снегу. - Слабые сцепные свойства и недостаточная динамичность при маневрировании. Общий результат: 819 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Оптимальная мягкость. + Умеренная шумность езды. + Сбалансированные тормозные характеристики на мокрой трассе. - При движении по скользким дорогам, покрытым льдом и снегом, необходимо соблюдать осторожность. Общий результат: 800 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
|
+ Невысокая стоимость. + Достойные оценки в тестах на мягкость, курсовую устойчивость и качество торможения на сухом асфальте. - Увеличенный расход топлива. - Посредственные показатели сцепления на скользких зимних дорогах. Общий результат: 788 баллов. Условно рекомендуется. |
Подводя итоги
Водителям, которые предпочитают динамичный стиль вождения, отлично подойдут фрикционные покрышки марок Continental, Nokian, Hankook и Pirelli. Для более спокойной повседневной езды рекомендованы шины Nordman, Gislaved и Toyo.
Шины Sailun и Cachland вряд ли заинтересуют искушенных автолюбителей, которые привыкли "выжимать все соки" из авто и наслаждаться отточенной управляемостью. Такая резина станет оптимальным выбором только для водителей со спокойной и размеренной манерой езды. При выполнении агрессивных маневров на автомобиле с этими покрышками необходимо владеть соответствующими навыками контраварийного вождения.