За рулем: Тест шипованных зимних шин размера 195/65 R15 (2018)
В тест шипованных покрышек, проводившийся в 2018 г. экспертами авторитетного российского издания «За рулем», попали 12 моделей шин от наиболее популярных шинных брендов. Для испытаний были отобраны комплекты зимней резины востребованного типоразмера 195/65 R15, который используется во многих авто бюджетного и среднего сегмента. Чтобы оценить разницу между покрышками из разных ценовых категорий, специалисты выбрали 5 комплектов шин класса "премиум" (дороже 3500 рублей за шт.), 4 комплекта из среднего сегмента (3000-3500 руб/шт) и 3 комплекта недорогих покрышек стоимостью менее 3000 руб/шт.
Условия проведения тестов
Согласно результатам жеребьевки, местом проведения испытаний стал полигон фирмы Continental, расположенный в Швеции. Температура воздуха во время тестирования колебалась в пределах -7..-14 градусов. В качестве пилотных автомобилей были выбраны два автомобиля Volkswagen Golf. На одном из них проводились основные испытания на разгонную и тормозную динамику, по которым выставлялись наиболее значимые оценки. Второй кроссовер, в котором была предусмотрена возможность отключения вспомогательных электронных систем, использовался для проверки шин на курсовую устойчивость и управляемость.
Этапы испытаний
Основная стихия шипованных покрышек - это ледяные покрытия. Поэтому проверка разгонно-тормозных свойств шин проводилась в первую очередь на обледеневшем покрытии, в качестве которого выступала гладкая поверхность замерзшего озера. Результаты этих испытаний оказывали наиболее существенное влияние на итоговые баллы, по которым присуждались соответствующие места в финальном рейтинге.
На следующем этапе пилоты определяли боковую устойчивость автомобилей с разными комплектами шипованных покрышек при движении по льду и снежному покрытию. Для этого была выбрана извилистая трасса, на которой встречались как прямолинейные участки, так и крутые повороты, спуски и подъемы. Благодаря разнообразному рельефу испытательного трека, удалось получить более объективное представление обо всех испытуемых шинах.
Тест на проходимость проводился на участках с рыхлым снежным покрытием. При этом пилоты оценивали не только способность шин "выгребать" снег, не застревая в сугробах, но и их разгонную и тормозную динамику, а также боковую и курсовую устойчивость.
Спустя несколько недель после проведения первой части испытаний специалисты отправились в Тольятти на полигон АвтоВАЗа, чтобы оценить способности шин на сухом и мокром асфальте. Основной вес при этом имели оценки, выставленные за качество торможения и уровень курсовой устойчивости. Менее значимыми были баллы, присужденные за комфортность езды и сопротивляемость качению.
Результаты тестов (как общие, так и по отдельным дисциплинам) представлены в таблицах ниже:
Финальные результаты
+ Энергоэффективность, самый высокий балл за экономию топлива. + Предсказуемое поведение на всех типах дорожных покрытий. + Безупречные разгонно-тормозные качества. - Самая дорогая из шин, участвовавших в тесте. Общий результат: 915 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Отличное сцепление на льду. + Впечатляющая проходимость. + Уверенное торможение на скользких дорогах. - Небольшие замечания по поводу управляемости на снегу и мягкости хода. Общий результат: 905 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Отменные тормозные свойства на снегу. + Хорошая проходимость. + Предсказуемая управляемость. - Недостаточно качественное торможение на влажной дороге. Общий результат: 905 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Тягово-сцепные свойства не вызвали нареканий у испытателей. + Сбалансированный расход топлива при 60 км/ч. - Управляемость на заснеженном треке, шумность и жесткость протектора оказались немного худшими, чем у представительниц первой тройки лидеров. Общий результат: 888 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Модель продемонстрировала непревзойденную проходимость на рыхлом снегу. + Отличные тормозные свойства на асфальте. - Основной проблемой этой модели является недостаточная курсовая устойчивость. Общий результат: 877 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Хорошая разгонная динамика на льду. + Неплохая управляемость. + Устойчивость при высоких скоростях. - Шумность резины. - Недостаточно мягкий ход автомобиля. Общий результат: 874 балла. Рекомендуется. |
||
+ Достойные показатели торможения и управляемости на асфальте. + Хорошая разгонная динамика на снежном покрытии. - Неуверенный разгон на льду. - Имеются замечания касательно сцепных характеристик на льду. - Повышенный расход топлива и чрезмерная жесткость компаунда. Общий результат: 870 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Самыми высокими были оценки за проходимость и динамические свойства на снегу. + Приемлемые тормозные характеристики на обледенелой дороге. - Малоэффективное торможение на сухом асфальте. - При экстремальном вождении колеса периодически теряли контакт с дорогой, из-за чего ухудшалась управляемость и курсовая устойчивость. Общий результат: 847 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Уверенное и предсказуемое поведение на заснеженном треке. + Достаточно мягкий и комфортный ход автомобиля. - Один из самых низких показателей энергоэффективности среди испытанных моделей. - На льду и асфальте шина продемонстрировала не самые лучшие тормозные свойства. Общий результат: 840 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Плавный ход. + Уверенная проходимость на зимних дорогах. + Четкая и отточенная управляемость. - Торможение на льду и мокром асфальтированном покрытии. - Повышенная шумность. - Недостаточная устойчивость на сухой трассе. Общий результат: 821 балл. Рекомендуется. |
||
+ Благодаря мягкости и низкой шумности, шина оптимально подойдет для ценителей комфортной езды. + При торможении на мокром и сухом асфальте шины занимали третьи позиции, находились на одном уровне с лидерами теста. - Тормозные свойства на льду и снегу оставляют желать лучшего. - Данная модель - не лучший выбор для любителей агрессивного зимнего вождения. Общий результат: 811 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Модель показала неплохие результаты в проверке на качество торможения при езде по сухому асфальту. - Недостаточно высокие (в сравнении с лидерами тестов) тягово-сцепные свойства на льду и снегу. Общий результат: 788 баллов. Условно рекомендуется. |
Таким образом, наиболее удачное соотношение цены и качества продемонстрировали шины Nokian Hakkapeliitta 9 и Continental IceContact 2, которые заняли первые места как в финальном рейтинге, так и в списке самых дорогих покрышек из всех протестированных. Последние три ступеньки в турнирной таблице заняли три шины эконом-класса, стоимость которых на момент проведения теста составляла менее 3000 руб/шт.