Тест зимних шин: шипованные покрышки против нешипованных 215/55 R17. "Авторевю"
Наш новый тест зимних шин был посвящён типоразмеру R17 215/55. Всего в испытаниях приняло участие 11 моделей резины для зимнего сезона – пять без шипов и шесть с шипами. В итоге получилось противоборство между этими двумя классами непримиримых соперников. К слову, почти все тесты проводились на автомобиле Hyundai Sonata.
В преддверии испытаний мы измерили твёрдость резины, вылет шипов и прочие параметры. Впрочем, перед обсуждением их результатов ещё нужно представить те покрышки, которые прошли наш тест зимних шин R17.
Наши испытуемые
«Липучки»:
- X-Ice 2 Michelin;
- Graspic DS3 Dunlop;
- Hakkapeliitta R Nokian;
- Garit G4 Toyo;
- ContiVikingContact 5 Continental.
«Шиповки»:
- Hakkapeliitta 7 Nokian;
- ContiIceContact Continental;
- Winter i*Pike W409 Hankook;
- Ice Guard 35 Yokohama;
- Ultra Grip Extreme Goodyear;
- X-Ice North 2 Michelin.
Испытания зимних шин
Сначала мы отправились с нашими покрышками на лёд для того, чтобы оценить их тормозные и разгонные характеристики. Всего на каждом комплекте резины было проведено восемь заездов. Лёд на полигоне Smithers Rapra в Соединённых Штатах был отличным, поэтому результаты получались стабильными.
Как и должно было быть, на этом покрытии лучшие результаты показали шипованные покрышки. Однако после обработки всех данных с учётом изменяющихся условий испытания выяснилось, что хуже всех тормозила именно резина с шипами! Просто поразительно! В этом плане «отличились» творения компаний Yokohama и Hankook.
После такого неожиданного результата мы решили взглянуть на измерения вылета шипов. И тут всё встало на свои места, так как на этих моделях шин шипы – это скорее бутафория. Они чересчур глубоко находятся в посадочных отверстиях. Некоторые шипы возвышаются над поверхностью лишь на 0,5 мм. Напомним, что минимальный показатель – 1,2 мм.
Примечание
Сцепные свойства шин на льду очень сильно зависят от такого показателя как вылет шипов, то есть от величины их возвышения над остальной поверхностью протектора. Мы измеряли данный параметр с помощью специального цифрового индикатора до и после теста.
Следует отдельно рассказать о нешипованных шинах японского производства от компаний Dunlop и Toyo. Данные «липучки» сейчас пользуются большим спросом на Дальнем Востоке. Правда, они весьма посредственно «прилипают» ко льду при -9 градусах. Нам стало любопытно, как они поведут себя при 0 градусов.
На следующий день мы повторили цикл испытаний для всех «липучек» при -1 градусе. Результат, как говорится, «на лицо». Если раньше тормозной путь со скорости в 35 км/ч находился в пределах 16-19 м, то на следующий день лучший результат составил только 34,7 м! Кроме того, увеличилось в 2 раза время разгона.
Всему виной талая вода. Она собирается в пятне контакта в больших объёмах, нежели в лёгкий морозец. Тут-то и должны были себя проявить хвалёные японские технологии: уникальная пористая резина, твёрдые «наночастицы» для улучшения зацепа с микронеровностями покрытия и прочие трюки. В случае с покрышками компании Dunlop они работали, а вот резина бренда Toyo так и не смогла продемонстрировать свою высокотехнологичность.
При температуре около нуля градусов покрышки Dunlop демонстрируют лучшие результаты в своём классе «липучек», а шины Toyo плетутся в хвосте независимо от того, мороз на улице или оттепель.
Необходимо похвалить покрышки X-Ice 2. Они гарантируют неплохое сцепление со льдом в любую погоду.
Стоит отметить, что полноценной ледяной трассы для оценки управляемости автомобиля в той или иной «обуви» просто не оказалось. Было только кольцо диаметром 91,4 м. Таким образом, мы решили оценивать скорость прохождения этого небольшого круга, а также надёжность управления. Тест проводился при -2 градуса.
Среди лучших оказались покрышки с шипами от производителей Nokian, Michelin и Continental. А вот в число «неудачников» неожиданно попала модель X-Ice 2 от производителя Michelin. В продольном направлении она продемонстрировала довольно неплохие сцепные качества, но в поперечном провалилась.
Со снегом на полигоне Smithers Rapra дела обстоят гораздо лучше. В частности, трек со снежным покровом значительно больше. На каждой «обуви» мы провели в среднем по 12-14 заездов. По их результатам можно с уверенностью сказать, что лучшими в этом испытании стали покрышки Michelin. При торможении стабильнее и надёжнее всех себя проявили X-Ice North 2, а при испытании на разгон – «липучки» X-Ice 2. Впрочем, снег «мало интересует», есть ли на покрышках шипы или нет. Главное здесь – состав резиновой смеси, а также протекторный рисунок.
«Снежные» тесты, в ходе которых мы должны были проверить управляемость автомобиля, едва не были сорваны. Дело в том, что нам было предложено два не самых удобных трека. Один из них оказался слишком неровным и «медленным», а второй - чересчур «быстрым».
Мы сделали выбор в пользу «быстрой» трассы. Если честно немного удивила наша «испытательница» Sonata с автоматической коробкой. Пожалуй, никто перед тестами не ждал от неё столь динамичного нрава. Особенно быстро проходить трассу получалось на покрышках Hakkapeliitta 7 и ContilceContact от Continental. Однако для комфортной и спокойной езды лучше всего взять Michelin.
Ночью выпал снег, и на следующий день мы смогли оценить покрышки на проходимость. Для этого мы специально попросили не расчищать от снежного покрова обе трассы.
Отключив ESP, разгонялись с пробуксовкой до 15 км/ч, а с помощью аппаратуры замеряли время, которое понадобилось для этого манёвра. Мы честно отработали все одиннадцать комплектов резины, но при подведении итогов стало ясно, что разница в результатах сопоставима с погрешностью при замерах. Таким образом, на «тяжёлом» снегу все испытуемые зимние шины 215/55 R17 вели себя хорошо.
После этого испытания мы отправились на специально расчищенный асфальт. Удивительно, но после тестов на сухой дороге, ни одна из моделей шипованной резины не растеряла свои шипы. Они успешно выдержали десятки торможений и езду со скольжениями на «переставке».
Стоит отметить, что в «сухом» испытании те модели резины, которые лучше всех себя проявили на скользких покрытиях, ожидаемо провалились. Однако некоторые провалились с треском, а другие проиграли вполне достойно. Например, Hakkapeliitta 7 от финского производителя Nokian чувствовала себя неуверенно как в испытании на поворачиваемость, так и в тесте на торможение.
Кстати, результаты «сухих» тестов ещё раз опровергли распространённое мнение, мол «шиповки» на асфальте гораздо хуже, чем «липучки». Если речь идёт о покрышках с шипами, которые предназначены для суровых зим (в нашем тесте преимущественно участвовали именно такие), то они лучше своих нешипованных «собратьев», которые сварены из более мягких и «нежных» резиновых смесей.
Наконец, последний вид испытаний – это сопротивление слэшпленингу. Для этого мы пересели с Sonata на машину VW Transporter, которая оснащена специальной аппаратурой для замеров.
Суть этого теста заключается в следующем: одной стороной автомобиль выезжает на асфальтовый участок, а другой – на слой мокрого снега. На нашем треке его толщина была равна 3,5 см. Далее машина разгоняется до той поры, пока колёса не потеряют контакт с асфальтом и не забуксуют. Показатель скорости, на которой это начинает происходить, фиксируется как начальная скорость слэшпленинга.
Лучше всего с этим испытанием справились «шиповки» от Nokian и «липучки» от Continental. Этот результат на практике напрямую зависит от формы канавок, особенностей их расположения и даже шероховатости поверхности протектора. Любопытно, что в теории модели шин с направленным рисунком должны справляться со слэшпленингом гораздо лучше, нежели ассиметричные покрышки. Впрочем, Continental частично опроверг данное суждение.
Результаты тестов мы перевели в баллы по 10-балльной шкале, а после суммировали с учётом их весомости. «Во главу угла» мы поставили сцепные качества и управляемость на скользких поверхностях.
Nokian, Continental и Michelin: «победа на классе»?
В итоге победителем у нас стала модель с шипами Hakkapeliitta 7. Буквально следом за ней идёт шипованная резина от Continental и X-Ice North 2 от Michelin. Среди «липучек» не было равных продукции компаний Continental и Nokian, но, в целом, они проиграли это сражение своим шипованным «собратьям».
Итак, лучшие из лучших определены. Теперь с чувством выполненного долга можно отдельно рассказать о каждом комплекте резины.
+ В первую очередь, победа Nokian была обеспечена за счёт отличных сцепных качеств на зимних покрытиях и лучшего результата в испытании на сопротивление слэшпленингу. + Sonata, обутая в Nokian, лучше всех тормозила на мокрой дороге. + Отличная управляемость на зимних покрытиях (снег, лёд). - Финская резина ожидаемо плохо проявила себя в испытаниях на сухом дорожном полотне. Nokian нечем хвастаться как при торможении, так и при выполнении «переставки». - Также следует отметить высокий уровень издаваемого шума. Мало того, что они «цокают» шипами, но и ещё их протектор очень сильно гудит на скорости более 80-ти км/ч. Общий результат: 9,2 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ окрышки Continental продемонстрировали хорошие сцепные качества на льду. + На треке управляемости машина с этой резиной очень быстра. Она даже острее и резвее победителя нашего теста. Любителям быстрой езды это очень понравится, но большинству владельцев авто такие характеристики просто не пригодятся. + На мокрой дороге Continental вновь ждал успех. Шины делят первое место с продукцией Nokian, а на сухой трассе по сцепным параметрам даже её превосходят. - На мокром/на сухом асфальтовом покрытии, а также на снегу шины чувствуют себя чуть хуже. - Шины данной модели шумят не меньше, чем громкая Hakkapeliitta 7. Общий результат: 8,9 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Покрышки французского бренда, несмотря на свои шипы круглой формы, на льду отличаются высокой надёжностью и практически не отстают от Nokian и Continental. + На снегу данная модель резины обеспечивает наименьший тормозной путь. + Также необходимо отметить очень послушное поведение шин на треке управляемости. + Реакции машины интуитивно понятные и мягкие. Если водитель нечаянно заедет на проплешину льда или зацепит рыхлый снег, то никаких трудностей вроде рысканий или провалов в скольжения не возникнет. Можно ехать быстро, но при этом спокойно и без лишнего напряжения. + Покрышки компании Michelin неплохо зарекомендовали себя и на асфальте. При этом не важно, сухой он или после дождя. + Главным козырем у Michelin в борьбе со своими соперниками по классу следует считать низкий уровень издаваемого шума. - На ледяном покрытии машина, обутая в Michelin, начинает немного «провисать» в скольжениях. Общий результат: 8,9 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Среди отличительных особенностей протектора стоит отметить неоднородность и глубину нарезки. Например, внутренняя часть протектора имеет канавки глубиной (= 8,6 мм). Они хорошо справляются со снегом. + В свою очередь, внешняя часть имеет крупные шашечки и небольшие канавки (глубина меньше на 0,8 мм). Это улучшает сцепные показатели и управляемость резины на твёрдых покрытиях. + При скольжении на льду Continental шуршат специальными резиновыми кромками, которые образованы миниатюрными прорезями-ламелями. Главное, что это действительно работает, поэтому можно не обращать внимания на дополнительный шум. + В испытании на управляемость на снегу шины Continental прекрасно справляются с поставленными задачами. С ними легко входить в повороты, не думая о том, глубокий снег или раскатанный. В любой ситуации данные покрышки чувствуют себя великолепно. + На сухой трассе «викинги» отличаются высочайшим уровнем комфорта и практически «летними» реакциями на управление. Наша Sonata при «переставке» с этой «обувью» минимально скользила. - Главные претензии возникли на сырой трассе. На них все показатели оставляют желать лучшего. Общий результат: 8,6 баллов. Рекомендуется. |
||
+ «Липучки» Nokian минимально отстали от лидера среди нешипованных шин. + С резиной Nokian автомобиль неплохо прошел трассу управляемости. + Хорошие результаты в испытаниях на управляемость на асфальте. - Финские шины уступают покрышкам Continental на ледяном круге. Общий результат: 8,55 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Покрышки от Michelin уже по сложившейся традиции хвастаются хорошим торможением на льду. У модели X-Ice 2 лучший результат среди всех «липучек». + На асфальте и на снежной трассе проблем никаких нет. Шины Michelin отличаются хорошим замедлением при торможении и спокойными реакциями на рулевое колесо. + Важным преимуществом является и тихое качение. - На круге при температуре около 0 градусов эти шины являются самыми «скользкими» и ненадёжными. Даже немного переборщив с газом, передняя ось автомобиля мгновенно начинает «уплывать» наружу поворота. - Плохо сопротивляются слэшпленингу. Общий результат: 8,35 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Отмечена хорошая плавность хода. + Покрышки неплохо тормозят на сухой и мокрой трассах. - На льду Goodyear с новомодными шестигранниками цепляются ничуть не лучше шин с обычными круглыми шипами. - При морозе в -9 градусов «шиповки» проигрывают лучшим нешипованным моделям. При этом покрышкам Goodyear для полной остановки на снегу требуется просто огромное расстояние. Это худший результат в тесте. - Не вызывает восторга и управляемость на снежной трассе. На высоких скоростях Hyundai Sonata так и норовил резко уйти в скольжение, особенно к этому была предрасположена задняя ось. Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется. |
||
+ Единственное, что можно сказать в пользу этой модели резины Yokohama – это достойное поведение на асфальте. + Поперечные сцепные качества на льду довольно неплохи. - На снегу машина разгоняется медленнее всего, а на треке управляемости постоянно скользит и не слушается водителя. - Покрышки Yokohama плохо разгоняются и хуже всех тормозят на зимних покрытиях. - Наибольший тормозной путь объясняется очень просто. Проблема заключается в низком качестве ошиповки. Около 90% шипов размещено гораздо глубже, чем надо. Общий результат: 7,45 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Относительно хорошим результатом шины могут похвастаться только в испытании на торможение. - Покрышки этой компании имеют средние результаты в торможении и при «переставке» на асфальте. - Шипы возвышаются над протектором лишь на 0,7 мм. И это при положенном показателе в 1,2 мм! Логично, что на льду эти покрышки чувствуют себя беспомощными. - На снежной дороге аналогичная ситуация. С ними очень трудно входить в повороты и мучительно долго разгоняться. Общий результат: 7,35 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Главная особенность покрышек заключается в «микропористой» поверхности протектора. Это позволяет ему эффективно бороться с водяной плёнкой в пятне контакта. + Протектор неплохо цепляется за лёд при 0 градусов. + Мягкие шины от Dunlop немного удивляют своей прочностью и жёсткостью при проезде выбоин и неровностей. Впрочем, такое случается из-за жёсткого каркаса шины, который принимает на себя удары крупных дефектов дороги. В шинах Graspic DS-3 как раз такой каркас. - Из-за высокой твёрдости резины ожидать от покрышек хороших результатов на асфальте не приходиться. При торможении и при перестроении шины очень рано «плывут», напрягая не только электронные системы машины, но и водителя. - На снежной трассе шины Dunlop, мягко говоря, не могут похвастаться стабильностью. При разгоне они ведут себя довольно бодро, а при торможении - самый худший результат в тесте. Общий результат: 7,35 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Для поездок по снежным дорогам лучше брать Toyo. Машина с такими покрышками будет не только уверенно тормозить, но и хорошо разгоняться. + Одно из достоинств – неплохой акустический комфорт - В отличие от Dunlop явный аутсайдер в лице Toyo не может похвастаться хорошими сцепными характеристиками на «тёплом» льду. - Модель резины Garit G4 демонстрирует практически такие же результаты, что и Dunlop. На асфальте что те, что другие совершенно беспомощны. - На трассе управляемости сплошные проблемы – очень резкие срывы в скольжения, нестабильное движение. Общий результат: 7,25 баллов. Все еще рекомендуется. |