Какие летние шины бывают? Виды летней резины
Всем известно, что все легковые шины делятся на летние, зимние и всесезонные.
Но вот чем отличаются одни летние покрышки от других и на какие классы делится — тут не все так просто. Даже опытный автолюбитель легко может впасть в сомнения от различных терминов и разнообразия шинных моделей, представленных на шинном рынке.
Классификация летних шин
Шины для легковых авто
Летняя резина для легковых автомобилей различаются не так сильно, как у внедорожников. Главные отличия связаны с их направленностью на спортивную езду или комфорт. Тип рисунка протектора (асимметричный, направленный, ненаправленный) играет скорее эстетическую роль, а вот скоростной индекс влияет на ключевые характеристики: чем он выше, тем лучше сцепление, но ниже комфорт.
Кроме того, летние шины можно разделить на несколько категорий в зависимости от их характеристик и назначения:
1. Экономичные
Landsail LS388 — пример экономичных шин.
2. Комфорт
Cordiant Comfort 2 — пример шин класса Комфорт.
3. Премиум
Sailun Atrezzo Elite — пример шин Премиум-класса.
4. Спортивные
Triangle EffeXSport TH202 — пример спортивных шин.
5. Универсальные шины
Nexen Roadian HP — пример универсальных шин.
6. Внедорожные грязевые шины
Hankook Dynapro MT2 RT05 — пример MT шин.
Cordiant All-Terrain — пример АT шин.
Шоссейные шины для внедорожников
Шоссейные шины для внедорожников полностью копируют летние легковые шины, служат для максимальных характеристик на сухом и мокром асфальте. Имеют очень слабые характеристики по грязи. Обычно данные шины не имеют спец индексов, кроме SUV, или вообще никаких. Эти шины имеют слабые боковины и будут моментально изношены (порезаны боковины каркасов) об острые камни, если таковые имеются на маршруте. Часто имеют индексы скорости до 270 или даже 300 км/час. Например Nokian Tyres Hakka Black 2. К этой категории также можно отнести шины с пометкой UHP (Ultra High Performance — ультра высокие характеристики), например Landsail LS588 UHP.

Пример шоссейных шин

Пример UHP шин

Дорожные шины SUV, CUV (внедорожники)

Такие шины дают возможность преодолеть последние 50 метров до своего коттеджа по дороге без покрытия. Обозначаются HP (High Performance — высокая производительность), например Летние шины Roadstone Roadian. Они обычно имеют скоростной индекс 240 или 210 км/час. Слегка уступают чисто шоссейным по тормозному пути и скорости прохождения поворотов, но могу похвастаться наличием грунтозацепов.

Шины HT для грунтовых дорог SUV, CUV
Такие шины могут преодолеть последние пару километров без асфальта до загородного дома или дачи после дождя. Все эти шины имеют индекс HT (High Terrain — высокая земля), например Yokohama Geolandar H/T G902. На этих шинах нужно быть чуть осторожнее при движении по асфальту в дождь. Тормозной путь в этой ситуации будет на 10% длиннее, чем у шоссейных.
Шины AT для смешанных покрытий SUV, CUV, рамные внедорожники
Возможна круглогодичная эксплуатация данных шин, так как все они имеют маркировку M+S (Mud & Snow — грязь и снег), но езда зимой на них рекомендуется только для богатых любителей приключений или жителей Кубани. На рыхлом снегу за счет резких граней и зубастого рисунка протектора эти шины еще могут продемонстрировать неплохие показатели, то на льду их жесткая летняя резиновая смесь и малое число ламелей окажутся беспомощны.
Шины MT или грязевая резина — обычно только профессиональные рамные внедорожники
Ездить на этих колесах зимой категорически не рекомендуем, даже если на боковине жадный производитель поставил M+S — это опасно. Жесткая летняя резиновая смесь и полное отсутствие ламелей, преобладание отрицательного профиля протектора добавят водителю такого экстрима. который он не испытывал ни на одной самой безбашенной трассе для джипперов.
Всесезонные шины A/S
Всесезонные шины являются таким же компромиссом. Зимой они дубеют и на них запросто можно попасть в серьезную аварию, даже если вы ездите аккуратно, но перед вами выскочил сумасшедший водитель. Летом в жару они тоже на 10–20% проигрывают из-за своей слишком мягкой резиновой смеси. Мало того, никакой экономии на этих шинах не получится, так как их придется менять в 2, а то в три раза чаще, чем летние или зимние. Дело в том, что летом они слишком быстро изнашиваются и тают на асфальте по причине своей мягкости, а зимой требуется глубина протектора не менее 4 мм, чего у этих шин скорее всего не будет уже через 1,5 года эксплуатации, ведь высота протектора у летних и всесезонок изначально заведомо значительно ниже, чем у зимних шин.
Что еще важно учитывать при выборе колес
Какие шины выбрать для минимальной чувствительности прохождения колеи?
Для минимального значения прохождения колеи имеет значение ширина колес - чем они ниже, тем лучше. Важным моментом является давление в колесах - важно чтоб оно было одинаковым и не выше рекомендованного. Так же более мягкие, комфортные шины покажут меньшую чувствительность к колеям, чем жесткие спортивные.
Глубина протектора авто резины.
Наименьшая глубина протектора у спортивных покрышек, ибо чем выше протектор, тем хуже управляемость. Вообще у всех летних и даже всесезонных шин высота рисунка протектора как правило составляет не более 8 мм, в то время как у зимних шипованных шин и фрикционной резины она обычно не менее 10 мм. Исключением являются грязевые шины, где высота рисунка протектора доходит до 15 мм а шин категории АТ и до 20-25 мм у шин категории МТ.
Ширина резины
Общеизвестное правило, что более широкие шины приводят к повышенному расходу топлива (в том числе и из-за большего сопротивления набегающего потока воздуха, но сильнее по описанной далее причине), повышенному износу в поворотах (так как внешняя и внутренняя часть каждого колеса имеет разный радиус прохождения поворота). А ведь чтобы быстрее стереть шины, двигателю естественно требуется сжечь больше топлива и произвести больше энергии. Естественно широкие шины лучше держат машину на любом покрытии, будь то сухой или влажный асфальт, размытая грунтовая дорога, засушливая песчаная или каменистая пустыня или грязевая ванна из глинистой жижи.
Отличие легковых и внедорожных шин.
Легковые шины отличаются от шин для внедорожников рисунком и глубиной протектора, размерами и нагрузкой. Но иногда один и тот же типоразмер может подходить и на легковые, и на внедорожные авто. При этом, как ни парадоксально, обычно более высокий нагрузочный индекс идет на легковой авто. Объясняется это весьма просто — семерка БМВ, Ауди А8 или Mercedes S-класса весят больше, чем скромные BMW X1, Х3 прошлых поколений, Мерседесы GLK и прочие компактные внедорожники, которые имеют те же самые размеры.
Новые бюджетные или старые премиальные?
Самые дорогие шины не стоят своих денег? Стоят! Самые лучшие покрышки окупаются за один раз. Когда вы остановились за 2 метра от Мерседеса, а не врезались в него. Естественно, лучше ездить на новых китайских или отечественных шинах, чем на лысых и стертых фирменных. Но если денег хватает, то покупка дорогих покрышек от именитых производителей Pirelli, Nokian, Yokohama, Hankook, Continental является одним из самых разумных вложений в вашу безопасность и безопасность ваших близких.
6 июня 2021 года (отредактирована и дополнена в марте 2025 года)