Тест шипованных шин 205/55 R16 "Авторевю"
Пойдут ли новые правила в шипованном сегменте на пользу автомобилистам?
Наш новый тест зимних шин посвящён шипованным моделям R16 205/55. Но перед тем как перейти к представлению участников, расскажем о его главной интриге…
Споры вокруг количества шипов
Во многих североевропейских странах в июле 2013 года вступило в силу новое ограничение, касающееся количества шипов. Теперь производителям покрышек придётся сокращать их число до 50 на 1 погонный метр.
Основной причиной для перемен стала забота о качестве дорожного полотна и экологии. Шипы, мол, ускоряют процесс его износа и поднимают асфальтовую пыль, которая негативно влияет на здоровье людей.
Уменьшение количества шипов при сохранении прежнего вылета (не более 1,2 мм) – это серьёзная проблема для многих шинных компаний и головная боль для её инженеров. Как сохранить достаточный уровень сцепления с обледенелыми дорогами? Оказалось, что можно пойти на хитрость.
Шинные производители имеют право устанавливать на погонный метр протектора прежнее количество шипов, но при условии, что в ходе специальных испытаний они докажут их «невиновность» (не оказывают разрушающего воздействия на асфальт, несмотря на увеличенное число).
Впрочем, часть компаний решила бросить все силы на улучшение резиновой смеси и модернизацию конструкции шипов. Этому пути последовали Gislaved (реализовано в модели Nord Frost 100) и Michelin.
Но специалисты Nokian решили пойти своей дорогой. Они не только не уменьшили и не оставили прежнее количество шипов, а умудрились их увеличить в 1,5 раза в модели Hakkapeliitta 8. Производитель отметил, что их новая облегчённая конструкция способствует как снижению нагрузки на асфальт, так и улучшению эксплуатационных характеристик на льду.
Но так ли это? Мы решили проверить заявление финнов, взяв Audi A3 и ещё девять шипованных комплектов, и провести масштабный тест зимних шин R16.
Участники
- Gislaved Nord Frost 100;
- Nokian Hakkapeliitta 8;
- Goodyear UltraGrip Ice Arctic;
- Michelin X-Ice North 2;
- Continental ContiIceContact;
- Bridgestone Ice Cruiser 7000;
- Dunlop Ice Touch;
- Kama Euro-519;
- Pirelli Winter Ice Zero;
- Hankook Winter i*Pike RW11.
Испытания на льду и первые сенсации
Для начала мы решили испытать шины на льду. В первую очередь нас интересовали разгон и торможение покрышек. Несмотря на наличие у Audi противобуксовочной системы и ABS, шипованная резина крошила в снежный порошок поверхность ледяной дороги.
Полученные результаты нас удивили. На первом месте оказались шины от Continental как по разгону, так и по торможению на льду. Покрышки Nokian с увеличенным количеством шипов уступили не сильно, но всё-таки уступили! Получилось, что особого эффекта в 60 лишних шипах (190 у восьмой Hakkapeliitta против 130 у ContiIceContact) попросту нет.
Но почему? Проблема в изменённой конструкции шипов. Финскому производителю пришлось постараться, чтобы их новые шины отвечали современным требованиям. По этой причине шипы стали легче и меньше.
Вслед за Continental и Nokian с небольшим отставанием идёт новинка от Pirelli. Nord Frost 100, ещё одна новая модель с «законными» 96 шипами, показала противоречивые результаты. Резина хорошо тормозит, но плохо разгоняется на льду. По результатам второго испытания шины Gislaved остались на восьмом месте из десяти.
Новичков опередили покрышки от Goodyear, Dunlop и Michelin. Кстати, французы предоставили для нашего шинного теста X-Ice North второго поколения. Оценить эксплуатационные характеристики третьей модификации модели пока не удалось.
На ледяной дороге самые скромные результаты показали «корейцы» и «россияне». Что Hankook, что Kama продемонстрировали свою неспособность к эффективному торможению и быстрому разгону на ледяной дороге.
Далее мы перешли на тестовый круг для оценки управляемости комплектов резины. В ходе поездки также ставились субъективные оценки за комфортность движения. Здесь на первое место «взобралась» новинка от Nokian.
Финские «шиповки» демонстрируют надёжное, стабильное управление и прекрасную отзывчивость. Они подойдут даже любителям ледовых гонок. Вслед за ними идёт немецкая резина от Continental и покрышки Gislaved. Кстати, увидеть вторую модель в этой «тройке призеров» никто не ожидал.
Немного разочаровали Goodyear. Продемонстрировав хорошие характеристики разгона и торможения, они чувствовались «заторможенными» и «вялыми» на ледяной трассе управления.
Переходим на снег
Первое испытание на снежной дороге – разгон до 50 км/ч и полная остановка. Результаты второго испытания (измерение тормозного пути) получились очень кучными. Разница между лучшими в лице Dunlop и худшими (Bridgestone) не превышает трёх метров, а это менее 10%.
В разгоне нет равных резине от Nokian. Очевидно, что специалисты шинной компании потрудились над модернизацией протекторного рисунка (он более важен на снегу, чем шипы). К слову, аутсайдер проигрывает финской Hakkapeliitta около 20%.
В испытании на управляемость на снегу первое место вновь досталось Nokian. Их шины быстро реагируют на команды руля, предсказуемы и послушны. Антиподами финской продукции являются Euro-519 от Kama и Cruiser 7000 от Bridgestone. Они чаще всего «будили» систему стабилизации, которая корректировала курс и помогала управлять автомобилем из-за растянутых по времени скольжений.
Преподнесёт ли сюрпризы весенний асфальт?
Уже в первом испытании зимним покрышкам пришлось не сладко. Они отправились на асфальтовую дорогу, покрытую 3,5-сантиметровым слоем из снежной каши с водой. Хуже всего себя показали Hankook. Они «всплыли» на скорости 19,4 км/ч. Впрочем, лучшая резина не далёко ушла от аутсайдеров. Результат Bridgestone – 21,2 км/ч.
Мокрый асфальт расставил всё на свои места. Худший результат в испытании на торможение на влажной дороге у покрышек Nokian. Увеличенное количество шипов (пусть небольших и облегчённых) негативно повлияло на тормозные характеристики «финнов».
С другой стороны, Hakka сумела реабилитироваться на сухой дороге. В тесте на торможение она показала один из лучших результатов. Это лишнее подтверждение того, что современные «шиповки» порой превосходят «липучки» на сухом асфальтовом покрытии. А происходит это за счёт более жёсткой резиновой смеси, необходимой для надёжной установки шипов.
Но многое здесь зависит от производителя и поставленных им целей при разработке той или иной модели резины. Изменяя состав резиновой смеси, протекторный рисунок и другие характеристики, можно добиваться совершенно разных результатов.
Например, при разработке Ice Touch специалисты Dunlop сделали ставку на сухой асфальт. Тестовая Audi, «обутая» в данные шины, становилась очень послушной, предсказуемой и понятной в управлении.
Немецкие шины Continental отличаются высокими показателями сцепления на льду и снегу. Но для этого производителю пришлось частично «пожертвовать» торможением и управляемостью на влажной и сухой дорогах.
Очевидно, что у большинства «шиповок» есть одна особенность – недостаточно высокий акустический комфорт по сравнению с фрикционной резиной. Наш тест шин R16 в очередной раз доказал это. Довольно сильно шумят Nokian, Bridgestone, Continental и российские Kama. Наилучший акустический комфорт у второй X-Ice от Michelin. Французские покрышки отличаются и наиболее мягким и плавным ходом.
Шинный краш-тест
Затем мы решили испытать комплекты шин на прочность и пересели на старенький C 180 от Mercedes. Под 30-градусным углом устанавливался специальный швеллер из стали. Для испытания прочности мы наезжали на него на скорости в 40 км/ч. Если покрышка выдерживала, то скорость движения повышали на 5 км/ч до тех пор, пока она не капитулировала.
Самыми стойкими оказались шины Bridgestone. Они выдерживали наезды на препятствие вплоть до 70 км/ч. На втором месте оказалась продукция Continental с результатом в 60 км/ч. Большая часть испытуемых прокалывалась уже на 50 км/ч. Наихудший результат у Michelin (40 км/ч). Таким образом, они хуже всего приспособлены к плохим дорогам и боятся проезда по глубоким ямам. Именно поэтому их нужно эксплуатировать аккуратнее.
Тест на экономию топлива
С помощью бегового барабана было проверено сопротивление качению. Правда, чтобы не повредить дорогостоящее оборудование, нам пришлось снять шипы. В итоге лучше всех катятся финские покрышки. Разница между лидерами и аутсайдерами (резиной Bridgestone) составила 0,6 л на одну сотню км. Основная часть покрышек позволяет экономить 200-300 мл бензина на 100 км.
Из-за того что при проведении теста мы снимали шипы, его результаты не учитывались при выставлении окончательных оценок.
Подробнее о результатах
+ На ледяной трассе управляемости наш Audi, «обутый» в Nokian, чувствовал себя наиболее уверенно. + На снежной дороге «финны» вновь хороши. Они радуют чёткими и незамедлительными реакциями на руль и педаль газа. Прекрасные результаты, обеспечившие Nokian высокое место. + На асфальтовой трассе новые «шиповки» Hakka-семейства тормозят весьма неплохо. - Hakka проиграла резине Continental в тесте на разгонную динамику, да и в испытании на торможение уступила первое место «немцам». - Главным недостатком покрышек является ожидаемый «зудящий» звук от шипов. Их акустический комфорт оставляет желать лучшего даже для класса шипованных покрышек. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Continental лучше всех чувствуют себя на льду. Они проявили себя в испытаниях на разгон и торможение. Благодаря оптимальному балансу заноса и сноса, на обледенелой дороге чувствуешь себя безопасно и уверенно. + На снежной дороге покрышки тоже выглядят убедительно. + Сцепление на сухой асфальтовой дороге находится на среднем уровне, но «переставку» немецкие шины позволяют делать уверенно. + Шины отличаются высокой прочностью и надёжной фиксацией шипов. Чтобы их достать, приходится прикладывать большое усилие по сравнению с другими шинами. - На трассе управляемости, покрытой снегом, шины ContiIceContact время от времени вели себя не совсем корректно. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ По управляемости на льду резина от Gislaved заняла третье место. Отличный результат объясняется новым протекторным рисунком, разработанным совместно со специалистами Continental, и особой треугольной формой шипов. + На влажной дороге покрышки Gislaved показали настоящий класс – лучший тормозной путь среди испытуемых. + Резина очень комфортна. Она аккуратно сглаживает неровности, мягко едет и не сильно шумит. - Управляемость на снегу затруднена резкими скольжениями. Общий результат: 8,8 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Покрышки хорошо показали себя в тесте, попав сразу на почётное четвёртое место. + Шины имеют спортивный характер с острыми реакциями как на педаль газа, так и на рулевое колесо. + Продольные характеристики сцепления на льду у Ice Zero максимально приближены к дуэту лидеров. + На асфальте шины чувствуют себя уверенно. И торможение, и разгон покрышкам от итальянского производителя даётся хорошо. + Претензий к плавности хода нет. - На трассе управляемости заметили одну неприятную тенденцию. Покрышки частенько срываются в боковые скольжения. Они резкие и плохо предсказуемые, что усложняет процесс управления. - Аналогичное поведение на снежной дороге. Только уровень сцепления в продольном направлении упал до показателей «середнячков». Общий результат: 8,7 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Это хорошая модель зимних шин, имеющая две характерные особенности – хорошую устойчивость на обледенелой дороге и мягкость хода. + У шинных тестеров не было претензий к тормозным качествам. Шины позволяют хорошо «оттормаживаться» на всех типах покрытий. + Один из главных козырей «французов» - это уровень комфорта. Модель North 2 – это самая тихая и мягкая резина по сравнению с остальными испытуемыми «шиповками». - Скольжения при прохождении поворотов в North 2 длятся чуть дольше, чем необходимо. Общий результат: 8,5 баллов. Рекомендуется. |
||
+ Резина порадовала бесшумностью протектора (во всём диапазоне скоростей) и высокой устойчивостью к механическим нагрузкам. + В тесте на проверку прочности – законное третье место. + На снежной дороге характеристики управления довольно неплохие. - Перед испытаниями наши специалисты обратили внимание на качество ошиповки покрышек Goodyear. Большинство шипов слишком сильно утоплены в протектор. В среднем их вылет составляет менее 1 мм, в то время как у многих соперников – 1,2 мм. - Именно поэтому резина Goodyear проиграла лидерам теста в торможении и наборе скорости на скользкой дороге. На трассе управляемости различие более существенное. Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется. |
||
+ На льду резина Dunlop держится в продольном направлении лучше, чем в поперечном. + На сухой дороге шины демонстрируют характер. Они отличаются наименьшим тормозным путём и наивысшей скоростью выполнения «переставки». + На снежной дороге покрышки порадовали минимальным тормозным путём. - Неожиданные срывы в скольжения и плохая отзывчивость могут доставить неприятности и опытным водителям. - Инженеры немного переборщили с жёсткостью резины. Она мешает комфортному движению. Даже проезд мелких неровностей – это проблема для Dunlop. Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется. |
||
+ Со снежно-водяной кашей японская резина борется эффективнее других. На очищенном асфальте покрышки тоже работают хорошо. + С боковинами у Bridgestone тоже полный порядок. Они отличаются повышенной жёсткостью и устойчивостью к ударам. - Покрышки отличаются повышенной жёсткостью, что сказывается на комфортности езды. Например, если сравнивать данные характеристики у Bridgestone и Nokian, то у первых показатель будет выше на 20%. - На трассе управляемости Ice Cruiser запомнились только одним – неприятными скольжениями передней оси. Общий результат: 7,5 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
+ Положительное впечатление корейские шины оставили только на очищенном асфальте. + Шины имеют сравнительно небольшую цену. - Протекторный рисунок шин не позволил показать им достойных результатов на снежной дороге - среднее торможение и плохая управляемость. Как выяснилось, он плохо приспособлен и для езды по снежно-водной кашице. - Средний показатель выступания шипов – 0,7 мм, а отдельные «экземпляры» возвышались только на 0,3 мм. - Низкое качество ошиповки повлияло на результаты испытаний на ледяной дороге. Покрышки плохо тормозят и сильно скользят в поворотах. Кроме того, они не позволяют развивать приличную скорость. Общий результат: 7,5 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
Kama Euro-519 |
+ Принадлежность к бюджетной ценовой категории. + На асфальтовой дороге Kama выглядит неплохо и может потягаться с большинством «середнячков». - Модель Euro-519 не в состоянии конкурировать с зарубежными шинами. Отечественная резина плохо управляется, поэтому на снежном треке очень часто приходилось сильно тормозить, чтобы не потерять контроль над автомобилем. - Обледенелые дороги – это тоже неразрешимая проблема для Euro-519. Шины плохо справились с большинством испытаний из-за небольшого выступа шипов (0,8 мм) и их не самой эффективной конструкции. Общий результат: 7,1 балла. Все еще рекомендуется. |