Зимний шип: от классики до модерна
Первые шипы появились задолго до того, как человечество узнало о существовании двигателя внутреннего сгорания. Примерно полторы сотни лет назад людям точно также важно было сохранять устойчивость и управляемость на льду и заснеженной дороге.
В новейшей истории первые прототипы шипа стали появляться только спустя почти полвека после изобретения пневматической шины Джоном Данлопом. В честь которого был назван до сих пор существующий бренд «Dunlop».
Первые робкие попытки создания зимней шипованной резины предпринимались в профессиональном автоспорте 1930-х годов. Однако в широком производстве прототипы современных шипов стали появляться только в конце 1950-х.
К 1969 году стало очевидно, что одними стальными вставками на резине, которая «дубеет» в мороз – не обойтись.
На протяжении 70-80х гг. шинные концерны стали активно сотрудничать с химическими производствами – это позволило создать резину нужной консистенции, а также включить кое-какие изменения в рисунок протектора. В это время стали появляться первые «липучки».
В то время, наиболее близкими к современному пониманию шипованной резины оказались всё те же «Dunlop» и бренд «Nokian».
Dunlop предложили первыми использовать «металлическую щётку» в материале резины – модель вышла под названием «Winter Winner». Однако особенного успеха на рынке она так и не обрела.
«Nokian», примерно в то же время, наладили выпуск более успешной модельной линии «Hakkapeliitta», которая и сегодня надёжно удерживает топовые позиции на рынке.
В 1982 году Michelin выпустила показательную модель «XM+S 100», в которой были реализованы все самые актуальные (на тот момент) научные изыскания – проведены эксперименты с рисунком протектора, составом резины. Считается, что именно эта модель задала дальнейший вектор развития всей шинной промышленности, как в сфере выпуска резины с шипами, так и без их использования.
К 1999 году производители уже могли предложить покрышки с индексом скорости 240 км/ч. В последние годы XX века химический состав резиновой смеси и форма протектора получили более или менее единообразный характер. А вот эксперименты с формой шипа можно назвать главным трендом уже следующего столетия.
Попытки навсегда оставить в прошлом классический круглый шип, предпринял едва ли не каждый крупный шинный бренд, а новые разработки появляются каждый сезон.
- Овальный шип
Логичное продолжение экспериментов над «круглым» предком. Наиболее заметными моделями с этой разновидностью шипов можно назвать серию от Continental: Conti Winter Viking 1, 2003 года. Поперечная овальная вставка шипа позволила улучшить характеристики разгона и торможения на льду.
Дочерний бренд компании – «Gislaved», выпустил Nord Frost 3 в том же 2003 году с круглым шипом. Но, в другой ценовой категории.
- Четырёхгранный или квадратный шип.
Собственный продукт бренда «Nokian», который успешно применялся в модели Hakkapeliitta 5. Чуть позже на рынок был выведен «Четырёхгранный шип+» с более жёсткой основой и специальной ориентацией на покрышке. В «бюджетной» версии квадратный шип от «Nokian» вошёл в историю благодаря модели Nordman 5 SUV 2014 года.
- Пятигранник или «бриллиант».
Патент на него получил бренд «Gislaved», входящий в состав концерна «Continental».
С этой разновидностью шипа вышли модели обеих компаний. От «Gislaved» в 2006 году мир увидел модель Nord Frost 5, которая пользовалась некоторой популярностью в своём сегменте. Однако многие небезосновательно считают модель бюджетным перерождением ContiWinterViking 2 от 2005 года, которая прошла не так заметно.
Continental в применении инновации оказался намного смелее.
В 2013 году, концерн выпустил сразу две модели зимних шин ContiIceContact:
С маркировкой BD – алюминиевые шипы с формой вставки «бриллиант плюс». Также применялась особая технология вклейки шипа в резину покрышки. В результате чего удалось снизить вероятность потери шипа на протяжении эксплуатации. |
С маркировкой HD – гибридная форма вставки. Она отличалась меньшим поперечным размером. Ряд изменений был включен и в геометрию самого шипа. За счёт этого производитель уменьшил нагрузку на дорожное полотно. А сами шины стали полностью соответствовать европейским стандартам. Один важный нюанс заключался в том, что такие шипы оказались слишком подвержены механическому износу. Спустя совсем небольшой срок эксплуатации пять граней «бриллианта» снова возвращались к форме привычного овала. |
- Шестигранный или ромбовидный шип.
Зимний шип стал иметь 6 граней. Был запатентован как собственная разработка бренда. А на рынок вышла модель с шестигранниками «Hakkapeliitta 8». К чести создателей стоит отметить, что обновлённый алюминиевый шип стал значительно легче и короче. Другими словами, это позволило сделать его менее шумным, менее агрессивным для дорожного полотна. Последний факт освободил «Nokian» от необходимости устанавливать строго разрешённое количество шипов на поверхность резины.
Кроме того, шесть граней значительно лучше врезаются в лёд, что позволяет обеспечить лучшую управляемость и контроль над дорогой в зимнее время.
- Трапециевидная
Уникальная форма шипа, которую принято ассоциировать с брендом GoodYear. Главная модель бренда с трапециевидной формой шипа - UltraGrip Ice Arctic 2012 года. Стоит признать, что сложная конструкция действительно позволила в своё время достигнуть определённых высот на рынке зимних шин. Интересно отметить, что каждая из особенностей "трапеции" в шипах отвечает за свой участок работы.
- Дугообразная форма вставки помогает сократить тормозной путь на льду.
- Прямое основание у трапеции помогает автомобилю лучше сцепиться с дорожным полотном во время набора скорости.
- Скошенные боковины повышают управляемость в поворотах.
Также в конструкции применяется двухслойная резина из твёрдого и мягкого слоя. Первый помогает надёжно зафиксировать шип, а второй позволяет улучшить сцепку резины с дорогой.
Плоские и треугольные шипы в шине «Nokian»
За грань экспериментов с формой одного шипа в 2017 году вышел бренд «Nokian». В последней модели Hakkapeliitta 9 используется сразу 2 разновидности ошиповки.
До появления Hakkapeliitta 9, использование сразу двух видов шипов было известно только автогонщикам.
В инновационной разработке за продольное сцепление с дорогой отвечают шипы с плоской вставкой, расположенные в средней части шины. Они обеспечивают комфортный разгон и эффективное торможение. |
Устойчивость в поворотах обеспечивается шипами с треугольной вставкой, которые расположены в боковой части шины. |
Важно отметить, что шина выпускается не только для легковых машин. Но и в модификации «SUV» для кроссоверов и внедорожников. |