Почему Tesla лидирует по проценту летальности ДТП и причем здесь шины
Согласно статистике, владельцы электрокаров Tesla намного чаще попадают в аварии с летальным исходом, чем водители автомобилей других марок. Причем такую статистику публикуют сразу несколько источников. По данным LendingTree, среди водителей Tesla в аварии попадают около 24 из 1000 человек. Статистика FARS (Система отчетов об анализе смертельных исходов, курируемая американской организацией NHTSA), собранная за 2018-2022 годы, приводит следующие данные: 5,6 летальных ДТП на миллиард миль пробега электромобилей Tesla. Это вдвое превышает средний показатель в США, который равен 2,8 смертельных аварий на 1 млрд. миль.
Примечательно, что эта статистика отличается в разы даже среди разных моделей Tesla. Для Model S этот показатель равен 5,8. Для Model Y – вовсе 10,6. При этом аналитики отмечают, что такая тенденция вовсе не говорит о каких-либо конструктивных недочетах электромобилей Tesla. Наоборот, они гораздо больше «нашпигованы» сверхтехнологичными системами безопасности и всевозможными электронными ассистентами, которые помогают избежать ДТП и, вопреки статистике, действительно работают (без них цифры были бы совсем другими). Так, по версии Страхового института дорожной безопасности (IIHS) модель Model Y возглавила рейтинг самых безопасных автомобилей. В чем же причины столь высокой аварийности? Предлагаем рассмотреть несколько популярных версий.
Причина №1: алюминиевый кузов
Кузовные части электрокаров Tesla производятся не из стали, как во многих других автомобилях, а из алюминиевого сплава. Этот металл легче, более устойчив к коррозии, но имеет меньший запас прочности. Его используют, чтобы уменьшить массу электрокаров, которые и без того достаточно тяжелые (прежде всего, из-за массивных аккумуляторных блоков).
Очевидно, что в момент столкновения алюминиевый кузов деформируется намного сильнее, чем стальной. Соответственно, на высоких скоростях, на которых любят ездить водители Tesla, последствия ДТП будут более серьезными, чем в случае с автомобилем, у которого кузов изготовлен из прочной стали. В свою очередь, это может быть причиной большого процента летальности аварий с участием Tesla.
Впрочем, эта версия является лишь предположительной. Даже стальной кузов с неправильно спроектированными ребрами жесткости при аварии может пострадать больше, чем алюминиевый, у которого ребра жесткости сделаны качественно и с умом. Стоит полагать, что инженеры Tesla прекрасно знают эти нюансы и наверняка уделили должное внимание ребрам жесткости алюминиевых кузовов. Поэтому перейдем к следующим версиям.
Причина №2: специфика электрического привода
Электрические двигатели, по сравнению с ДВСС, имеют более высокий крутящий момент, особенно на низах. По этой причине электрокары быстрее разгоняются, нередко с пробуксовкой. Водитель, который совсем недавно сел за руль Tesla, может по неосторожности совершать резкие движения, прежде чем привыкнет к электроприводу.
Кроме того, некоторую роль играет и тот факт, что чем быстрее машина разгоняется, тем сильнее искажается ощущение скорости. Это легко представить: если старые Жигули набирают 100 км/час за полминуты, а Tesla – за пару-тройку секунд, то в конечном итоге эти 100 км/час будут восприниматься совершенно по-разному.
Причина №3: психологические аспекты
Общеизвестно, что водители, которые пересели с бюджетного авто на премиум-класс, в большинстве случаев начинают ездить более агрессивно. Дорогие машины более мощные и динамичные, чем авто бюджетного уровня. Поэтому у большинства водителей обостряется желание сильнее давить на педаль газа, чтобы получить удовольствие от динамики автомобиля. Для обладателей Tesla это особенно актуально, учитывая динамические и силовые характеристики этих электромобилей.
Кроме того, чем комфортнее автомобиль, и чем мягче он движется по дороге, тем сильнее у водителей притупляется способность адекватно оценивать скорость. Разогнавшись до 100 км/час на китайском В-классе, наподобие Geely CK, водитель будет чувствовать себя менее комфортно, чем за рулем универсала Renault Megan с гораздо более плавным ходом. На Megan эти 100 км/час могут ощущаться, как 60-70 км/час, особенно на трассе с хорошим качественным покрытием. За рулем Geely та самая скорость будет восприниматься иначе, даже если машина движется по идеально гладкой дороге.
Причина №4: неправильно выбранные шины
В последние годы многие производители шин активно работают над EV-совместимыми моделями покрышек. Такие шины, совместимые с электрокарами, могут иметь разную маркировку, в зависимости от бренда. Например, Pirelli использует маркировку Elect (сокращение от «Electro»), Goodyear – EV с символом галочки и т. д.
Добавление таких шин в модельные ряды ведущих шинных компаний – это не просто маркетинговый ход. EV-совместимые покрышки имеют кардинальные отличия от обычных автошин.
Дело в том, что при их разработке учитываются четыре важных момента. Во-первых, шины должны выдерживать большой вес электрокаров. В Tesla, как и в других электромобилях, под днищем устанавливаются тяжелые батареи, которые создают дополнительную нагрузку на ходовую часть и, разумеется, на колеса. Поэтому в EV-шинах применяют более прочную конструкцию, чем в обычных.
Во-вторых, электромобильные покрышки должны выдерживать большой крутящий момент электродвигателей. Обычная резина, установленная на электрокар, будет сильно деформироваться при разгоне, и это может привести к разрыву корда или другим последствиям. EV-шины более жесткие, поэтому большой крутящий момент им не страшен.
В-третьих, к электромобильным шинам предъявляются особые требования к энергоэффективности. Они должны иметь предельно низкое сопротивление качению, чтобы обеспечить максимальный запас хода от одной подзарядки. Но сопротивление качению – это величина, обратно пропорциональная сцепным свойствам шин. Улучшая одну характеристику, производитель в определенной мере жертвует другой. И в этом случае важно достичь баланса между ними, что удается не всем производителям шин.
В-четвертых, шины для электромобилей более тихие, по сравнению с обычными. Для водителя это, разумеется, однозначное преимущество. Но для пешеходов – совсем наоборот. Электрокар, в котором мотор работает почти бесшумно, движется на малошумящих шинах. Соответственно, пешеход может слишком поздно услышать и заметить приближающийся электромобиль. Не исключено, что летальные аварии с участием пешеходов, обусловленные именно этим фактором, делают значительный вклад в печально известную статистику, о которой идет речь в данной статье.
Не все владельцы Tesla (как, впрочем, и других электрокаров) знают эти тонкости. Нередко, выкатав заводской комплект резины, водители ставят на электромобили обычные покрышки без EV-маркировки. Такие шины хуже держат нагрузки, а из-за высокого крутящего момента они быстрее изнашиваются. Очевидно, что потертая резина увеличивает тормозной путь и повышает вероятность заносов. Это также влияет на процент летальности аварий с участием электрокаров.