Top.Mail.Ru

Что нужно знать о маркировке шин

В большинстве случаев автовладельцы выбирают новые шины по трем основным параметрам: сезонности, цене и типоразмеру. Но существуют десятки других параметров, которые могут иметь большое значение при эксплуатации покрышек. Например, если автомобиль часто используется для перевозки тяжелых грузов, то на первый план выходит индекс грузоподъемности. Если он слишком низкий, шины могут не выдержать большую нагрузку, что приведет к их преждевременному износу или повреждению. Другой пример – всесезонные шины, которые водитель планирует эксплуатировать круглый год. Они обязательно должны иметь соответствующую маркировку, поскольку некоторые модели фактически являются всепогодными (не путать с всесезонными) и предназначаются для летней эксплуатации в регионах с дождливым климатом, но не рассчитаны на зимний сезон. Подробнее об этих и других нюансах – в нашей статье.

Основные виды маркировок

Существует множество различных типов шин: автомобильные, мотоциклетные, велосипедные, авиационные и др. Предлагаем вкратце рассмотреть особенности их маркировки:

  • PCR. Эта аббревиатура является сокращением от «Passenger Car Radial» и дословно значит «радиальные (шины) для пассажирских автомобилей». В данную категорию входят покрышки для легковых авто, которые не предназначены для коммерческих перевозок. Такие шины не имеют индекса «С» рядом с маркировкой диаметра шины.
  • TBR. Аббревиатура означает «Truck Bus Radial», что переводится как «радиальные (шины) для грузовиков и автобусов».
  • OTR. Это класс индустриальных шин высокой проходимости. Покрышки данного типа используются для комплектации индустриальной и с/х техники, которая эксплуатируется за пределами дорог общего пользования (OTR – «Off The Road»). Например, такие покрышки устанавливаются в бульдозерах, автогрейдерах, тракторах и др. Согласно классификации TRA, крупногабаритные шины OTR делятся на несколько групп, в зависимости от назначения: Е1-Е7 (для тяжелых самосвалов), G1-G4 (для автогрейдеров), L2-L5S (для погрузчиков и бульдозеров), C1-C2 (для дорожных катков). Также существует классификация по глубине протектора: шины со стандартной глубиной (Regular Tread), с глубоким (Deep Tread, 150% от обычного) и экстра-глубоким протектором (Extra Deep Tread, 250% от обычного).
  • Велосипедные. Типоразмеры шин для велосипедов могут обозначаться в трех разных форматах: ETRTO, в дюймовой системе или французской маркировке. Стандарт ETRTO предусматривает обозначение ширины и внутреннего диаметра в миллиметрах – например, 37–622. Маркировка в дюймовой системе состоит из трех числовых значений: внешнего диаметра, высоты и ширины велошины – например, 28 х 1 5/8 х 1 3/8. В французской маркировке указывается два числа (внешний диаметр и ширина в миллиметрах), а также буквенный индекс, которым шифруется внутренний диаметр (от A до D) – например, 700 х 35C. Важной характеристикой велошин также является плотность плетения каркасных волокон, которая указывается на боковинах под маркировкой TPI или EPI.
  • Мотоциклетные. В мотоциклетных шинах чаще всего используется буквенный индекс «М» (Motorcycle) в типоразмерах. В некоторых моделях применяется маркировка MT (Motorcycle Tyre), которую не стоит путать с обозначением грязевых автомобильных шин Mud Terrain. На боковинах мотошин также могут присутствовать обозначения, указывающие на их предназначение: SAG (Super All Grip) для бездорожья, NHS (Non Highway Service) – не одобрены для езды по трассам и др.
  • Для квадроциклов. Этот вид транспорта обозначается категориями UTV (Utility Task Vehicle) и ATV (All Terrain Vehicle). Эти же обозначения зачастую указываются на шинах, предназначенных для квадроциклов.
  • Авиационные. В маркировке авиашин обозначаются такие параметры, как типоразмер, слойность, показатель AR и др. Расшифровка маркировки шин этого типа достаточно проста: «внешний диаметр х ширина профиля – внутренний диаметр» – например, 600х220–254. Но иногда третий параметр не указывается. Норма слойности PR означает количество слоев внутреннего каркаса и фактически является индексом относительной прочности. Показатель AR (Aspect ratio) означает отношение высоты профиля к ширине. Также в маркировке авиашин указывается допустимая скорость в км/час или миль/час, и максимальная стояночная нагрузка в кгс или ньютонах.

Маркировка типоразмеров шин

Наиболее распространенной в России, СНГ, странах Европы и других регионах является европейская маркировка размеров шин. В ней ширина профиля указывается в миллиметрах, высота – в процентах, а диаметр – в дюймах. Кроме того, перед типоразмером может добавляться буквенная аббревиатура, указывающая на тип транспорта, для которого предназначена конкретная модель резины. Буква P (Passenger) указывается в размерах шин для легковых автомобилей. Маркировка LT (Light Truck) указывает на то, что покрышки предназначены для пикапов и малотоннажных фургонов. Пример – типоразмер P 185/65 R14.

razmer

Американская маркировка автомобильных шин имеет принципиальные отличия от европейской. Все параметры в ней указываются только в дюймах. При этом в типоразмере не обозначается высота профиля, вместо этого указывается наружный и внутренний (посадочный) диаметры. При необходимости высоту боковин можно вычислить из разницы диаметров или радиусов. Пример такой маркировки легковых шин – 33х12,5 R15. Шины этого размера имеют наружный диаметр 33 дюйма, а внутренний составляет 15 дюймов. Ширина профиля – 12,5 дюймов.

Расшифровка характеристик шин

На боковинах шин указывается много полезной информации, которая может помочь автовладельцам при выборе резины:

  • Дата изготовления. Она обозначается на любой шине в виде комбинации из четырех цифр. Первые две цифры на шинах означают год выпуска, а две остальные – порядковый номер недели. Например, маркировка 0423 означает, что изготовление покрышек датируется 4-й неделей 2023 года, т. е. резина произведена в конце января.
  • Тип шины (камерная или бескамерная). Аббревиатура TT означает Tube Type и наносится на боковины шин, которые должны использоваться вместе с резиновыми камерами. В бескамерных моделях используется маркировка TL (Tubeless). Покрышки первого типа пользуются относительно низким спросом. Например, такие шины производят многие российские компании для отечественных автомобилей повышенной проходимости – ВАЗ Нива, УАЗ и др.
  • Класс эффективности. Наряду с обычными покрышками, предназначенными для автомобилей бюджетного и среднего класса, существуют модели с улучшенными характеристиками, которые разрабатываются для мощных и быстрых автомобилей. Существует четыре класса таких автошин: P, HP, UHP и UUHP. Первый класс P расшифровывается как Performance (англ. – продуктивность, эффективность). Яркий пример таких шин – Continental ContiWinterContact TS850 P. Буквенный индекс Р в названии модели указывает на ее принадлежность к классу «Performance». Следующие классы – HP, UHP и UUHP (High, Ultra High и Ultra Ultra High Performance соответственно). Они перечислены в порядке роста их эффективности и скоростных характеристик. Например, самыми продуктивными являются спортивные шины класса UUHP, которые устанавливаются в дорогих премиальных спорткарах, люксовых кроссоверах и др.
  • Индекс Treadwear. По этому показателю можно оценить приблизительный запас хода шин. Каждые 100 единиц Treadwear соответствуют запасу хода 48000 км. Если шина имеет индекс Treadwear 300, то при идеальных условиях она способна преодолеть пробег 144 тысячи километров. Однако в реальности запас хода будет значительно меньше, поскольку это зависит от состояния дорог и многих других факторов. В России принято использовать понижающий коэффициент 4. Используя его в данном примере, можно получить результат 36000 км, что в пределах погрешности соответствует действительности.
  • Индекс Traction. Данный параметр отображает уровень тормозных свойств на мокром покрытии. Его не следует путать с европейской маркировкой вида «C/B/72», где второй буквенный индекс имеет то же значение (торможение на влажной дороге). Маркировка Traction, в отличие от обозначений на евроэтикетках, имеет лишь три вариации: A, B и C. Самый короткий тормозной путь имеют покрышки с обозначением Traction A.
  • Индекс температуры.На многих шинах присутствуют обозначения в виде «Temperature A, B или C». Это указывает на стойкость резины к перегреву во время резкого торможения, при скоростной езде, разгоне с пробуксовкой и др. Наиболее термостойкими являются автошины с маркировкой Temperature A.
  • Направленность протектора. Если в шинах используется направленный дизайн, на их боковины наносится специальное обозначение в виде стрелки, указывающей на направление вращения. Зачастую рядом со стрелкой присутствует надпись «Rotation» (англ. – вращение). Указанное направление обязательно нужно соблюдать, поскольку при неправильной установке такие шины не полностью раскрывают свой потенциал и могут хуже работать при торможении и разгоне.
  • Защита обода. Многие модели шин имеют выпуклые зоны на боковинах, которые предотвращают повреждение и царапание колесных дисков при контакте с бордюрами (например, во время параллельной парковки). Такие покрышки имеют обозначения FR или MFS. Первое означает Flat Protection, а второе – Max Flange Shield.
  • PSI. Эта характеристика указывает на максимально допустимое давление в шинах. Единица измерения PSI – фунты на квадратный дюйм. В России она практически не используется, поэтому числовое значение PSI нужно конвертировать в атмосферы или бары.
  • Тип шипов. В шипованных зимних покрышках могут использоваться различные технологии ошиповки. Иногда эта информация указывается на боковинах. Например, аббревиатура AD означает, что в шинах применяются алюминиевые шипы, SD – с твердосплавными наконечниками, OD – с овальными сердечниками, BD – шипы в форме бриллиантов, и т. д.
  • Усиленная конструкция. Если покрышки имеют увеличенный запас прочности и обладают повышенной грузоподъемностью, на боковых стенках указывается маркировка XL или Reinforced. Такая резина хорошо подходит для автомобилей, которые часто передвигаются по низкокачественным ухабистым дорогам.
  • Outside и Inside. Эти обозначения указывают на расположение наружных и внутренних сторон покрышек. Такая маркировка используется именно в асимметричных шинах, поскольку они должны устанавливаться на диски в определенном положении.
  • Max Load.Данная характеристика аналогична индексу нагрузки и указывает на предельную величину допустимой нагрузки на каждое колесо.
  • Water, Aqua или Rain.Вместе с этими обозначениями может присутствовать символ зонтика. Покрышки с такой маркировкой разрабатываются специально для дождливого климата и обладают улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге, а также повышенной устойчивостью к аквапланированию.
  • RunFlat. Это технология, позволяющая продолжать движение со спущенными шинами. В покрышках, имеющих маркировку ZP, RFT, RF, ROF, SSR или Zero Pressure (зависит от производителя), применяются специальные вставки в боковых стенках, которые придают шинам способность сохранять форму и не проседать при отсутствии давления.
  • DOT X0. Наличие этой маркировки на шинах автомобиля значит, что покрышки произведены в соответствии со стандартами департамента транспорта США (DOT – Department Of Transportation).
  • TWI. Это сокращенное обозначение Tread Wear Indicator (индикатора износа). По таким индикаторам можно визуально определять степень изношенности покрышек и вовремя проводить их замену.
  • Steel. Эта надпись на боковине покрышки означает, что в конструкции шины используется корд из стальной проволоки. Если такая маркировка не предусмотрена, то в автошинах применяется каркас из текстиля, нейлона или другого материала.

Особое значение имеют индексы скорости и нагрузки. Эти параметры следует рассмотреть отдельно.

Индекс нагрузки

Это один из основных параметров, которые следует учитывать при покупке шин. Рекомендованный индекс можно узнать из документации к автомобилю. В приобретаемых шинах он должен быть либо таким же, либо более высоким. Например, если для определенной модели авто требуются покрышки с индексом грузоподъемности 90 (600 кг на колесо), можно использовать модели с индексами 91, 92 (615–630 кг) или выше. Такой запас не будет лишним и не даст никакого негативного эффекта, зато позволит шинам легче переносить высокие нагрузки. Но все, что ниже 90, в данном случае недопустимо использовать – это плохо повлияет на безопасность движения.

Значения максимальной нагрузки можно увидеть в таблице маркировки шин по индексу грузоподъемности:

indeks-nagruzki

Индекс скорости

Этот показатель означает максимальную скорость, при которой допускается эксплуатация шин. Индекс Т соответствует предельному значению 190 км/час, H – 210 км/час, а наивысший Y – 300 км/час. Превышение допустимой границы может привести к сильному перегреву, потере сцепления, преждевременному износу и даже к разрушению покрышек во время езды. Поэтому скоростной индекс шин должен соответствовать характеристикам конкретного автомобиля. Например, если машина способна разгоняться до 205 км/ч, то покрышки должны иметь индекс не ниже H (210 км/час).

Важный момент: даже если вы не ездите на больших скоростях, данное правило все равно нужно соблюдать. Дело в том, что машина в будущем может быть продана, а новый владелец может практиковать совершенно другой стиль вождения. Если у шин, оставшихся после прежнего владельца, будет слишком низкое допустимое значение скорости, из-за этого новый собственник авто может попасть в аварию.

indeks-skorosti

Маркировка шин для SUV и коммерческого транспорта

Шины для легковых авто, внедорожников, пикапов и малотоннажных коммерческих автомобилей отличаются между собой по многим параметрам: конструкции, составу резины, грузоподъемности, дизайну и другим параметрам. Обычные легковые покрышки не подходят для микроавтобусов и фургонов, а шины для SUV-ов не всегда совместимы с легкогрузовыми авто, и наоборот. Чтобы различать эти виды автошин, их делят на такие категории:

  • LT.Данная маркировка означает «Light Trucks», что переводится как «легкие грузовики». В покрышках этого класса может присутствовать индекс «С» – например, R16C, но это не является обязательным условием для всех моделей в этой категории. Такие шины используются в пикапах, малотоннажных фургонах, минивэнах и др.
  • LCV. Шины этого типа (Light Commercial Vehicle – легкие коммерческие автомобили) имеют много общего с предыдущей категорией, но, в отличие от LT, всегда имеют маркировку «С». Они обладают увеличенными показателями грузоподъемности и повышенным ресурсом, и предназначаются для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов.

Также существует классификация легковых шин по типу дорожных покрытий, для которых они предназначены.

  • H/T. Маркировка означает «Highway Terrain», что переводится как «шоссе, трасса, автобан». Соответственно, они предназначаются в первую очередь для езды по дорогам с твердыми покрытиями. В отличие от внедорожных покрышек, они имеют шоссейные рисунки протекторов без ярко выраженных грунтозацепов, камневыталкивателей, усиленной арамидной конструкции и других особенностей, свойственных шинам A/T, M/T и R/T.
  • A/T. Эта аббревиатура значит «All Terrain» (все виды покрытий). Покрышки данной категории используются для первичной и вторичной комплектации автомобилей повышенной проходимости, которые часто эксплуатируются на бездорожье, полевых и лесных грунтовках, в офф-роудных видах автоспорта и др. Отличительной особенностью таких шин является агрессивный дизайн рабочих поверхностей, большая глубина протектора, высокий профиль и увеличенный запас прочности.
  • M/T. Эту маркировку имеют внедорожные шины, адаптированные к езде по грязи (Mud Terrain – грязь). Как правило, они имеют более широкие каналы между блоками, чем у покрышек класса A/T, поскольку это необходимо для более эффективного удаления грязи из-под колес. За счет увеличенного процента пустотности протектора такие шины обеспечивают лучшую проходимость и управляемость в грязи, поскольку грунтозацепы глубже врезаются в мокрый грунт, по сравнению с покрышками других классов.
  • R/T. Данная маркировка расшифровывается как «Rugged Terrain» (пересеченная местность). По характеристикам и дизайну такие покрышки схожи с шинами A/T и M/T.

mt-shina

Шины перечисленных классов используются преимущественно в кроссоверах, внедорожниках, пикапах и других автомобилях из категорий SUV и LT.

Особенности маркировки всесезонных шин

Многие автовладельцы при покупке новых покрышек могли замечать, что одна и та же модель шин в одном интернет-магазине может позиционироваться как летняя, тогда как в другом она входит в категорию всесезонных покрышек. Из-за этого очень часто возникает путаница. Чтобы не ошибиться при выборе таких шин, следует обращать внимание на их боковины или аббревиатуры в названиях. В них должны быть такие обозначения:

  • M+S. Эта маркировка означает Mud+Snow (грязь и снег). Ее присваивают многим моделям всесезонных шин, в том числе для внедорожников. Например, она часто используется в покрышках класса A/T или M/T. Но наличие обозначения M+S не всегда означает, что шины соответствуют международным стандартам для всесезонной резины. Нередко в них отсутствует аббревиатура 3PMSF, из-за чего такие покрышки в некоторых странах не могут использоваться в зимнее время.
  • 3PMSF. Использование этой маркировки шин легковых автомобилей является достоверным признаком того, что резина действительно является всесезонной. На боковинах шин, соответствующих требованиям стандарта 3PMSF, присутствуют значки в виде трех скал и снежинки.
  • AS. Это сокращение от англ. «All Season». Наличие такой аббревиатуры в названии той или иной шины не всегда говорит о том, что она является всесезонной и подходит для любой погоды. Помимо букв A/S обязательно нужно обращать внимание на наличие международной маркировки 3PMSF.

3pmsf

Маркировка шин для OE-сегмента (Original Equipment)

Многие производители выпускают покрышки, омологированные для заводской комплектации автомобилей. Зачастую такие шины являются не отдельными моделями, а разрабатываются путем модификации уже существующих. У каждого автопроизводителя имеется собственная система обозначения омологированных покрышек, рассмотрим несколько примеров таких обозначений маркировки шин для OE-сегмента:

  • Mercedes – MO, MO1, MOE;
  • Audi – AO, AO1, R01, R02, R03;
  • Porsche – N0, N1, N2, N3;
  • Tesla – T0;
  • Volkswagen – VW;
  • Volvo – VOL;
  • Ferrari – K1;
  • Jaguar – J;
  • BMW – символ звездочки *.

Разные маркировки омологированных шин у одного и того же бренда зачастую применяются для разных моделей автомобилей этого производителя. Например, шины для Audi серии R, имеющие индекс R01 на боковинах, не всегда подходят для других моделей Audi, для которых могут требоваться покрышки с маркировкой AO или др. Подробнее о том, какую маркировку должны иметь шины для определенного автомобиля, можно узнать из технической документации к нему или уточнить у официального дилера.

Как маркируются шины для электромобилей

Автомобили с электрическими и гибридными двигателями имеют некоторые особенности: высокий крутящий момент с самого старта, низкий шум моторов и др. Поэтому для таких авто требуются шины с соответствующими характеристиками. Основные требования, которые предъявляются к ним, – низкое сопротивление качению, минимальный уровень шума и достаточный запас прочности. Прочностные характеристики важны для того, чтобы покрышки не повреждались при стремительном разгоне и могли выдерживать большой вес электрокаров, в которых батареи весят намного больше, чем двигатели в машинах с ДВС.

ev

В большинстве случаев совместимость шин с электрокарами недвусмысленно указывается в их названиях: Hankook iON, Michelin e.Primacy, Continental e.Contact и др. Также электромобильные покрышки могут иметь фирменные маркировки изготовителей. Например, Goodyear использует обозначения Electric Drive Technology (EDT) и Electric Drive Ready (EDR). Японские шины Yokohama, омологированные для электрокаров, имеют маркировку E+. У Bridgestone и многих других брендов используется простая маркировка EV (Electric Vehicle), по которой сразу становится понятно, что шины адаптированы для электрокаров. Ее часто включают в названия моделей – например, Bridgestone Turanza EV.

Цветные метки, используемые для маркировки

На протекторах новых шин, которые еще не успели побывать в эксплуатации, нередко можно увидеть разноцветные полосы. Они наносятся на резиновые ленты еще на заводах, на стадии их производства, прежде чем из них будут сформированы готовые покрышки. В первую очередь эти полосы несут служебную информацию для производителей и дистрибьюторов. Они используются для облегчения сортировки шин в процессе их транспортировки, складского хранения и др. По полосам можно определять покрышки из одной партии, не рассматривая коды на боковинах (зачастую они не видны, поскольку при хранении шины могут располагаться боковинами впритык друг к другу, и работникам видны только их протекторы). Кроме того, водители могут с помощью этих полос определять состояние покрышек (новые или б/у), хотя это не является их непосредственной функцией. Также они могут использоваться в качестве индикаторов обкатки. В первые 300–500 км полосы постепенно истираются и исчезают с поверхностей протекторных блоков.

Также существуют цветные обозначения в виде разноцветных точек, кругов или треугольников на боковинах:

  • Желтые. Эта маркировка указывает на самую легкую точку в конструкции шины. Данная информация нужна для работников шиномонтажных центров и позволяет значительно облегчить процедуру балансировки колес.
  • Красные. Такие индикаторы, в отличие от желтых, указывают на наиболее тяжелые участки шин. В процессе шиномонтажа эти части покрышек совмещают с самыми легкими точками колесными дисков, что позволяет компенсировать неоднородность распределения массы в покрышке и ободе, и тем самым улучшить балансировку.
  • Белые. Белые точки наносят на участки шин с наименьшим отклонением радиальной силы RFV или в самых мягких местах боковин. При выполнении шиномонтажных работ их совмещают с точками наибольшего радиуса на колесных дисках.

Также на боковых стенках автошин могут присутствовать белые круги с вписанными в них цифрами. Они служат знаками качества и свидетельствуют о том, что конкретный образец покрышки прошел ручной контроль и соответствует всем нормативам.

Советы и рекомендации

При выборе новых автошин следует учитывать несколько важных моментов:

  • Стиль езды. Если вы предпочитаете агрессивный и динамичный стиль вождения, стоит обратить внимание на шины высокой и ультравысокой продуктивности (HP, UHP или UUHP). Также следует выбирать низкопрофильную резину, поскольку такие покрышки позволяют лучше чувствовать дорогу и значительно повышают управляемость авто.
  • Состояние дорог. Водителям, которые часто ездят по ухабистым неровным дорогам, стоит обращать внимание на шины с высоким профилем, которые обеспечивают более мягкий и плавный ход на кочках и выбоинах. Также нужно учитывать индекс твердости, который измеряется по шкале Шора. Чем он ниже, тем мягче является резина, и тем лучше ее амортизационные свойства. Если этот параметр не указан в каталожном описании шины, на этикетке или на сайте производителя, его можно узнать из автомобильных тестов в открытом доступе. В таких тестах часто измеряют показатели твердости резины.
  • Требования автопроизводителя. Перед покупкой шин следует изучить документацию к автомобилю. Зачастую автопроизводители рекомендуют использовать омологированные покрышки со специальной маркировкой. Если такие рекомендации/требования отсутствуют, можно применять любую резину, подходящую по размеру и индексам.
  • Особенности климата. В регионах с дождливым климатом наиболее предпочтительными являются «дождевые» шины с маркировкой Rain, Aqua или Water. Их протекторы лучше адаптированы к езде по мокрым дорогам, чем у остальных моделей. Яркий пример таких покрышек – Uniroyal Rain Expert, в которых само название говорит об их главной стихии. Касательно зимних шин, то в условиях мягкой теплой зимы лучше использовать нешипованную резину, поскольку шипы нужны только для езды по льду и твердому накатанному снегу. Шипованные покрышки идеальны для холодных северных регионов, где часто бывает гололед, метели и резкие перепады температур.
  • Евромаркировка. В ней указываются классы топливосбережения и сцепления на мокрой дороге, а также уровень шумности. Для большинства водителей важен именно первый показатель (хотя остальные также не стоит игнорировать). Чем выше класс топливной эффективности, тем меньше топлива будет расходовать автомобиль с такой резиной.

Разобравшись в особенностях маркировки шин, вы сможете правильно подобрать покрышки для автомобиля, спецтехники и др. Если требуется дополнительная информация, позвоните нашим консультантам по номеру, указанному на странице.

Оставить отзыв о статье

Отзывы

Добавить свой отзыв
Оценка
Текст отзыва должен быть не менее 20 символов