Лысая ли шина? Как понять, пора ли менять летнюю резину?
Обычный срок эксплуатации летних шин около 20 тысяч км, но в основном он зависит от состояния машины и манеры управления. Слишком грубое и резкое управление, неисправности подвески и неправильное давление значительно уменьшают срок службы покрышек. Изношенность резины также может стать причиной для заносов и аварий.
Как узнать индекс износа шин
Своевременное определение изношенности шин необходимо для безопасности на дороге, так как глубина протектора напрямую влияет на управляемость автомобиля. Также это необходимо для предотвращения выхода из строя остальных частей машины, таких как подвеска.
Чем опасны изношенные шины на дороге:
- ухудшается сцепление с дорогой, что увеличивает риск заносов в случае непогоды;
- снижается проходимость в условиях бездорожья;
- значительно возрастает риск безопасного прохождения поворотов в дождь.
Летние шины отличаются более жестким материалом с мелким рисунком протектора - около 7-9 мм у новых покрышек, при этом максимальный износ для них составляет 1,6 мм остатка протектора. Летняя резина не подвержена перепадам в температур и разнице в покрытиях дороги, поэтому требования для нее не такие жесткие, как для зимней. Для зимних шин правила дорожного движения допускают не менее 4 мм остатка протектора, ибо более лысая автошина просто не будет работать на снегу.
Рисунок показывает слева традиционные индикаторы износа, которые имеются у всех шин - любого производителя, и стрелки справа отображают более крутые индикаторы износа, у которых более высокие значения исчезают по мере истирания покрышки, показывая реальное значение остатка протектора в виде наибольшей уцелевшей цифры. Такие цифровые индикаторы применяются например компанией Nokian (Ikon) Tyres.
Как измерить и определить износ протектора шин
Автомобильные шины получают значительную нагрузку во время летних поездок. Важно, чтобы они были в идеальном состоянии для максимальной безопасности. Но как определить изношенность летних шин?
Существует три простых способа оценить износ летней резины:
- Просмотрите глубину протектора по всей ширине шины. Протектор должен быть изношен равномерно по всей ширине, тогда как если он стал истонченным или поцарапанным с одного края, это значит, что шины изношены. Иногда одна сторона покрышки может быть уже полностью изношена
- Проверьте прочность бортов. Летние шины должны быть мягкими и не должны иметь складок или проколов. Если шина стала твердой и сухой и имеет проколы, то это значит, что она разорвана и имеет больший срок эксплуатации.
- Найдите индикатор покрышки, он находится между блоков протектора. Если данный индикатор находится уже вровень с самим протектором, значит покрышка уже изношена и ее надо срочно заменить.
Продлить срок шин можно, если не перегружать автомобиль, следовать правилам аккуратного вождения, регулярно осматривая равномерность износа шин. Следует незамедлительно производить ремонт подвески при обнаружении вырванных клоков из каждой шашки шины и рекомендуется проверять развал схождение не реже раза в год, а так же внепланово после попадания в особо глубокие выбоины и ямы.
Зная признаки изношенности летних шин, можно принять правильное решение по их замене или перестановки для максимальной безопасности дорожного пути. Передние шины на авто всегда должны быть более новые и свежие, ибо именно передние шины влетают в воду и отвечают за аквапланирование, а задние же идут по уже проложенной передними колее - вода на скорости не успевает сомкнуться. Мало того, внезапно лопнувшая задняя шина практически не влияет на управление и позволяет безопасно остановиться и заменить ее, в то время как резкая потеря давления в передней шине не только в разы увеличивает тормозной путь, но и обычно приводит к резкому перестроению авто в свою сторону без пожелания того от водителя, то есть, проще говоря, лишает владельца управления машиной. Так же передние шины отвечают за торможение, ведь любой авто независимо от типа привода клюет носом при торможении, то есть именно на передние шины приходится более половины нагрузки при резком торможении в пол. Задние же шины намного больше отвечают за разгон, что не связано с безопасностью.
Как определить неравномерную изношенность шин
Неравномерная изношенность шин — один из самых распространенных проблем для автомобилистов. Она может возникать из-за неверной эксплуатации или плохого монтажа, а также из-за плохой качественной продукции. Чтобы избежать неприятных последствий, каждый автомобилист должен знать, как определить шины с неравномерной изношенностью и изучить причины появления такой проблемы.
Неравномерный износ шин может быть достаточно легко выявлен при проверке проходимости и глубины протектора. Если толщина протектора левого и правого колес отличается даже на 1 мм, то дело в неравномерной изношенности в шине. Если глубина протектора одинаковая, но рисунок на левом и правом колесах различен, то шины также следует сразу менять.
Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин — неисправности развала или схождения подвески авто или эксплуатация несбалансированных колес. Также негативно сказывается неправильное давление в шине - при использовании недокачанных шин в несколько раз быстрее положенного изнашиваются края покрышки, а при поездках на перекаченных шинах слишком быстро съедается центральная часть протектора.
Причиной неравномерного износа шин также может оказаться длительное аварийное торможение в юз на автомобиле без антиблокировочной системы, когда часть протектора в месте контакта просто сгорает и остается черной сажей на дорожном полотне, но по счастью машины без АБС почти не осталось в наши дни.
Неравномерная изношенность шин — очень опасная проблема. Из-за нее автомобиль может неправильно реагировать на управление, а шина может разрушиться на ходу.
Как визуально проверить износ шины
Устаревание автомобильных шин – процесс неизменный, поэтому любой автолюбитель должен оценивать ситуацию и визуально осматривать резину для достоверной проверки их текущего состояния. Шины стареют медленно, примерно с той же скоростью что бетон или сами люди - в музеях ретроавтомобилей машины зачастую стоят на шинах 1930-1950-х годов и готовы хоть сейчас отправиться в пробег.
Качественные покрышки могут прослужить даже 20-30 лет, но на них крайне негативно влияют воздействие солнечных лучей - ультрафиолета и агрессивные среды, например попадание на резину моторного масла или тормозной жидкости. Шины заменяют если находят:
- Трещины по бокам шин.
- Выпуклости или «грыжи» по бокам шин
- Вмятины на протекторе
- Отдельные пятна износа на протекторе
- Торчащие капроновые или стальные нити корда на поверхности или боковинах шин свидетельствуют о незамедлительной необходимости замены шин, ведь их обрыв ведет к разрушению всего каркаса шины.
Наконец, не забывайте проверять геометрию шин. Если вы отметите изменения в их размерах - так называемую яйцевидность или восьмерку, то имеет смысл быстрее заменить шины для сохранения дорогостоящей подвески и своего комфорта и безопасности. Зная признаки изношенности покрышек, можно принять правильное решение по покупке новых летних шин для максимальной безопасности дорожного пути.
Шины с небольшими килами и грыжами следует немедленно переставить назад и установить на них изнутри кордовую заплатку, а при наличии достаточного количества средств лучше заменить их на новые.