Лысая ли шина? Как понять, пора ли менять летнюю резину?
Обычный срок эксплуатации летних шин около 45–50 тысяч км, но в основном он зависит от состояния машины и манеры управления. Слишком грубое и резкое управление, неисправности подвески и неправильное давление значительно уменьшают срок службы покрышек. Изношенность резины также может стать причиной для заносов и аварий.
Как узнать индекс износа шин
Своевременное определение изношенности шин необходимо для безопасности на дороге, так как глубина протектора напрямую влияет на управляемость автомобиля. Также это необходимо для предотвращения выхода из строя остальных частей машины, таких как подвеска.
Чем опасны изношенные шины на дороге:
- ухудшается сцепление с дорогой, что увеличивает риск заносов в случае непогоды
- снижается проходимость в условиях бездорожья
- значительно возрастает риск безопасного прохождения поворотов в дождь
Летние шины отличаются более жестким материалом с мелким рисунком протектора около 7–9 мм у новых покрышек, при этом максимальный износ для них составляет 1,6 мм остатка протектора. Летняя резина не подвержена перепадам в температур и разнице в покрытиях дороги, поэтому требования для нее не такие жесткие, как для зимней. Для зимних шин правила дорожного движения допускают не менее 4 мм остатка протектора, ибо более лысая автошина просто не будет работать на снегу.
На каждой покрышке производитель размещает индикаторы уровня износа шин. Широко распространены два типа индикатора износа протектора:
Объемные выступы или метки, которые обычно находятся в канавке протектора. В процессе эксплуатации покрышка стирается и высота протектора снижается, и в определённый момент, сравнивается с высотой индикатора. Это служит сигналом водителю, что резина достигла критического износа и ее необходимо поменять. Многие шины имеют не только основные, но и промежуточные индикаторы износа, так стирание протектора до промежуточной метки показывает водителю, что нужно подготовиться к замене шины.
Цифровые индикаторы представляют собой цифры различной глубины, что позволяет визуально оценить остаточный ресурс. Чем больше цифра, тем меньше её глубина. Цифра 8 имеет самую малую глубину, а цифра 2 (для зимних 4) — самую большую. Важно понимать, что разметка — это не просто маркетинговый ход. Она напрямую связана с допустимой высотой протектора, установленной законодательством и рекомендациями производителей. По мере эксплуатации автомобиля и естественного износа протектора, цифры постепенно стираются. Наиболее глубоко выдавленные цифры исчезают последними. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры. Также некоторые производители размещают изображение капли как индикатор аквапланирования. Когда она стирается, движение по мокрой дороге становится не безопасным.
Как измерить и определить износ протектора шин
Автомобильные шины получают значительную нагрузку во время летних поездок. Важно, чтобы они были в идеальном состоянии для максимальной безопасности. Но как определить изношенность Летних шин?
Существует три простых способа оценить износ Летней резины:
- Просмотрите глубину протектора по всей ширине шины. Протектор должен быть изношен равномерно по всей ширине, тогда как если он стал истонченным или поцарапанным с одного края, это значит, что шины изношены. Иногда одна сторона покрышки может быть уже полностью изношена
- Проверьте прочность бортов. Летние шины должны быть мягкими и не должны иметь складок или проколов. Если шина стала твердой и сухой и имеет проколы, то это значит, что она разорвана и имеет больший срок эксплуатации
- Найдите индикатор покрышки: выступ-метка между блоков протектора или цифровой на самом протекторе. Если выступ-индикатор находится уже вровень с самим протектором, или стирается последняя цифра индикатора значит покрышка уже изношена и ее надо срочно заменить
Продлить срок шин можно, если не перегружать автомобиль, следовать правилам аккуратного вождения, регулярно осматривая равномерность износа шин. Следует незамедлительно производить ремонт подвески при обнаружении вырванных клоков из каждой шашки шины и рекомендуется проверять развал схождение не реже раза в год, а так же внепланово после попадания в особо глубокие выбоины и ямы.
Зная признаки изношенности Летних шин можно принять правильное решение по их замене или перестановке для максимальной безопасности дорожного пути. Передние шины на авто всегда должны быть более новые и свежие, так как именно передние покрышки влетают в воду и отвечают за аквапланирование, а задние же идут по уже проложенной передними колее - вода на скорости не успевает сомкнуться. Мало того, внезапно лопнувшее заднее колесо практически не влияет на управление и позволяет безопасно остановиться и заменить его, в то время как резкая потеря давления в передней шине не только в разы увеличивает тормозной путь, но и обычно приводит к резкому перестроению авто в свою сторону без пожелания того от водителя, то есть, проще говоря, лишает владельца управления машиной. Так же передние шины отвечают за торможение, ведь любой авто независимо от типа привода клюет носом при торможении, то есть именно на передние шины приходится более половины нагрузки при резком торможении в пол. Задние же шины намного больше отвечают за разгон, что не связано с безопасностью.
Как определить неравномерную изношенность шин
Неравномерная изношенность шин — один из самых распространенных проблем для автомобилистов. Она может возникать из-за неверной эксплуатации или плохого монтажа, а также из-за плохого качества продукции. Чтобы избежать неприятных последствий, каждый автомобилист должен знать, как определить шины с неравномерной изношенностью и изучить причины появления такой проблемы.
Неравномерный износ шин может быть достаточно легко выявлен при проверке проходимости и глубины протектора. Если толщина протектора левого и правого колес отличается даже на 1 мм, то дело в неравномерной изношенности в шине. Если глубина протектора одинаковая, но рисунок на левом и правом колесах различен, то шины также следует сразу менять.
Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин — неисправности развала или схождения подвески авто или эксплуатация несбалансированных колес. Также негативно сказывается неправильное давление в шине. При использовании недокаченных шин в несколько раз быстрее положенного изнашиваются края покрышки, а при поездках на перекаченных шинах слишком быстро съедается центральная часть протектора.
Причиной неравномерного износа шин также может оказаться длительное аварийное торможение в юз на автомобиле без антиблокировочной системы, когда часть протектора в месте контакта просто сгорает и остается черной сажей на дорожном полотне, но по счастью машины без АБС почти не осталось в наши дни.
Неравномерная изношенность шин — очень опасная проблема. Из-за нее автомобиль может неправильно реагировать на управление, а шина может разрушиться на ходу.
Как визуально проверить износ шины
Старение автомобильных шин — процесс неизменный, поэтому любой автолюбитель должен оценивать ситуацию и визуально осматривать резину для достоверной проверки их текущего состояния. Шины стареют медленно, примерно с той же скоростью что бетон или сами люди — в музеях ретроавтомобилей машины зачастую стоят на шинах 1930–1950-х годов и готовы хоть сейчас отправиться в пробег. Качественные покрышки могут прослужить даже 20–30 лет, но на них крайне негативно влияют воздействие ультрафиолетовое излучение солнца и агрессивные среды. Например попадание на резину моторного масла или тормозной жидкости. Шины заменяют если находят:
- Трещины по бокам шин
- Выпуклости или «грыжи» по бокам шин
- Вмятины на протекторе
- Отдельные пятна износа на протекторе
- Торчащие капроновые или стальные нити корда на поверхности или боковинах шин свидетельствуют о незамедлительной необходимости замены шин, ведь их обрыв ведет к разрушению всего каркаса шины

Шины с небольшими килами и грыжами следует немедленно переставить назад и установить на них изнутри кордовую заплатку, а лучше заменить их на новые.
25 мая 2020 года