Как выбрать шины для с/х техники
Сельскохозяйственная техника эксплуатируется в достаточно сложных условиях, поэтому к ее качеству и характеристикам предъявляются повышенные требования. Во-первых, покрышки должны обеспечивать достаточное тяговое усилие и проходимость. Это особенно важно для тракторов, которые выполняют полевые работы с применением буксируемой техники: сеялок, поливалок, культиваторов, плугов и др. Во-вторых, колеса тракторов, комбайнов, с/х прицепов и другой техники часто подвергаются ударным и колющим воздействиям. Наглядный пример – вспахивание поля после уборки урожая кукурузы или подсолнуха, когда в земле остается много острых и твердых стеблей. Кроме того, шины должны соответствовать характеристикам с/х техники по индексам нагрузки и скорости, типоразмеру, гибкости и другим параметрам. Предлагаем подробнее рассмотреть основные критерии, которые стоит учитывать при выборе и покупке сельскохозяйственной резины.
Классификация с/х шин по типу колесной оси
В зависимости от того, на каких колесах устанавливаются покрышки, они делятся на три основные группы:
- Для ведущих (тяговых) колес. Главная задача этих шин – обеспечивать эффективную передачу тягового усилия от колес с/х машины на грунт. Поскольку сельскохозяйственная техника большую часть времени эксплуатируется в полевых условиях на рыхлых грунтах, и нередко – в грязи, то шины должны иметь соответствующий дизайн протектора, чтобы не буксовать в почве. Поэтому на ведущих колесах тракторов и комбайнов практически всегда используются покрышки с рисунком «елочка», для которого характерен V-образный направленный дизайн и большая высота грунтозацепов.
- Для направляющих (рулевых) осей. На передних колесах тракторов могут использоваться шины двух типов: так называемый «ручеек» (с продольными сплошными ребрами) и «елочка» (как в ведущих покрышках). Модели с рисунком «ручеек» хороши с точки зрения курсовой устойчивости и сопротивления качению. Они позволяют стабильно держать прямолинейный курс, что особенно важно, когда трактор выполняет полевые работы и обрабатывает почву полоса за полосой – например, при рыхлении грунта или посеве. В таких случаях важно, чтобы техника во время движения не отклонялась от прямой траектории, поскольку в противном случае на земле могут оставаться необработанные участки.
- Для несущих (прицепных) осей. Шины для прицепов должны обладать соответствующей грузоподъемностью и оказывать минимальное сопротивление качению. Они не участвуют в передаче тягового усилия, но могут влиять на торможение, поскольку многие прицепы оснащаются собственными тормозами. Соответственно, важны и сцепные свойства покрышек.
Типоразмер с/х шин
При выборе размера покрышек для трактора, комбайна или другой техники крайне важно соблюдать требования производителя. С/х техника – это не тот случай, когда можно экспериментировать, устанавливая шины другой ширины или высоты, как в легковых автомобилях. Для каждой модели трактора или комбайна производитель выбирает конкретный размер шин, который определяется с учетом массы техники и, соответственно, давления колес на почву. Если шины будут иметь более узкий профиль, они будут сильнее уплотнять почву, что плохо скажется на ее аэрации. Кроме того, изменение ширины профиля приведет к изменению проходимости и тяговых характеристик с/х техники.
В свою очередь, использование шин с неподходящей высотой профиля приведет к искажению показаний одометра и спидометра (из-за изменения наружного диаметра покрышек). Это также может негативно отразиться на работе с/х техники. Например, при искаженных показаниях спидометра тракторист может превысить оптимальную скорость движения трактора и сеялки во время посевных работ. Соответственно, на единицу площади поля будет засеяно меньше зерна, и в дальнейшем это приведет к уменьшению урожайности (в тоннах на гектар).
Слойность каркасов, индексы нагрузки и скорости
Официальные требования производителя с/х техники к индексам скорости и нагрузки для шин указываются в документации к тракторам, комбайнам и др. При покупке покрышек нужно выбирать резину именно с такими параметрами, которые указаны производителем. Если шины будут иметь индекс нагрузки меньше рекомендованного, это существенно повысит вероятность их повреждения или разрушения в процессе эксплуатации, поскольку они могут не выдержать массу с/х техники и кратковременные динамические нагрузки (например, из-за колебаний на неровных поверхностях).
Прочность и грузоподъемность с/х шин напрямую зависит от количества слоев корда во внутренних каркасах. Чем больше их, тем прочнее и выносливее покрышки.
Радиальные или диагональные с/х шины – что лучше
В сельскохозяйственных шинах могут использоваться внутренние каркасы с радиальной или диагональной намоткой кордовых нитей. Рвдиальные модели при равных условиях обладают более высокой прочностью и грузоподъемностью, благодаря чему их часто используют в тяжелой технике. Но из-за более высокой сложности производства и большей материалоемкости они обходятся дороже, чем диагональные шины аналогичного размера.
Диагональные покрышки хороши тем, что они более упругие и эластичные, а также имеют более низкую стоимость. Они обладают более выраженными амортизационными свойствами, благодаря чему такие шины отлично подходят для эксплуатации на местности со сложным рельефом. Кроме того, это отличный выбор для комплектации с/х прицепов, поскольку шины с диагональной конструкцией обеспечивают более плавный и мягкий ход по неровным покрытиям, предотвращая тряску прицепа и рассыпание груза (например, зерна или комбикорма, доверху насыпанного в прицеп).
Но стоит учитывать, что производители с/х техники могут указывать конкретные требования по поводу типа конструкции шин. Это можно узнать по типоразмеру, рекомендованному в документации к технике. В размерах радиальных шин указывается буквенный индекс R (например, R38), тогда как диагональные шины имеют только числовую маркировку или индекс D вместо R.
Камерные или бескамерные
Сельскохозяйственную технику комплектуют как бескамерными, так и камерными покрышками. Первый вариант более удобен и практичен, поскольку при шиномонтаже не нужно следить за тем, чтобы камера была правильно уложена внутрь покрышки и не имела изгибов или перекрученных участков, из-за которых могут возникать неровности и бугры на колесах после накачки камер до рабочего давления. Кроме того, в случае прокола бескамерные шины, как правило, спускают не сразу, а постепенно. Камеры при пробоях чаще всего сразу лопаются с характерным громким хлопком, и продолжать движение после этого невозможно. Но следует учитывать, что бескамерную резину можно использовать только при условии, что диски с/х техники находятся в хорошем состоянии, с ровными посадочными поверхностями.