Особенности выбора шин для грузовых автомобилей
К шинам для грузовых автомобилей предъявляются высокие требования. Они должны иметь достаточные индексы нагрузки и скорости, а их конструкция должна выдерживать не только массу авто и перевозимого груза, но и удары, возникающие на кочках и выбоинах, а также высокое внутреннее давление, которое в колесах грузовиков может достигать 7-8 атмосфер. Кроме того, существуют конструктивные и дизайнерские различия между шинами для ведущих, рулевых и прицепных осей. Использовать рулевые шины на приводных колесах, прицепные – на рулевых, и наоборот, настоятельно не рекомендуется. Это может плохо повлиять на управляемость автомобиля и безопасность вождения, а также привести к преждевременному износу резины, увеличению тормозного пути, снижению боковой устойчивости и др. Чтобы избежать подобных последствий, нужно ответственно подходить к выбору шин для грузовиков и учитывать ряд важных факторов. Рассмотрим их более детально.
Классификация грузовых шин
Существует несколько классификаций шин для грузовых автомобилей. Покрышки класса TBR (Truck-Bus Radial) делятся на несколько видов по таким критериям:
- По назначению. Существуют магистральные, региональные и комбинированные грузовые шины. Магистральные используются для езды по твердым асфальтированным покрытиям и рассчитаны на регулярные перевозки на большие расстояния, в том числе между разными странами. Региональные шины используются для перевозок между населенными пунктами на средние и дальние дистанции. В отличие от магистральных, они могут использоваться не только на шоссе, но и на проселочных дорогах и даже на полевых грунтовках, поскольку такие шины менее требовательны к качеству дорожных покрытий. Комбинированные шины, как следует из названия, сочетают в себе особенности магистральных и региональных.
- По типу колесной оси. Помимо универсальных шин, которые могут устанавливаться на любые колеса грузовиков и автобусов, существуют рулевые, приводные и прицепные модели. К каждому типу предъявляются разные требования. Например, рулевые шины должны обеспечивать высокую управляемость, курсовую устойчивость и комфортность вождения. Также они должны иметь высокую стойкость к аквапланированию, поскольку именно рулевые колеса грузовика первыми въезжают в лужи, рассекая слой воды и расчищая путь для ведущих и прицепных колес. Шины для приводных осей должны обладать высокими сцепными свойствами, чтобы обеспечить эффективную передачу тягового усилия. Прицепные покрышки должны обеспечивать курсовую устойчивость (для предотвращения боковой раскачки прицепов), экономию топлива и защиту от аквапланирования.
- По типу дорожных покрытий. Грузовые автошины могут иметь шоссейные, универсальные и внедорожные протекторы. Назначение первых очевидно – они предназначены в первую очередь для езды по трассам и автомагистралям с асфальтированными или бетонными покрытиями. Универсальные протекторы грузовых шин подходят для смешанных условий эксплуатации – для трассы, грунтовок, гравийных покрытий и др. Например, такие покрышки часто используются в зерновозах, которые вывозят собранный урожай с полей, двигаясь по полевым грунтовкам. Внедорожные шины для грузовиков имеют специальные рисунки протекторов с грунтозацепами, что позволяет использовать их в сложных условиях – например, на объектах дорожного, жилого или промышленного строительства, в карьерах и др.
Покрышки третьего типа зачастую позиционируются не как TBR, а как OTR-шины (Offroad Terrain Radial), и используются не только в грузовых автомобилях, но и некоторых видах спецтехники: самосвалах, автокранах, автобетономешалках и др.
Евромаркировка грузовых шин
Классы топливной экономичности, шумности и торможения на мокрой дороге указываются на этикетках практически всех моделей легковых и грузовых шин. Это важные показатели, которые нередко становятся одними из ключевых критериев выбора резины для грузовиков. Чтобы понимать, насколько важен класс топливосбережения, можно провести простые расчеты.
Среднестатистический грузовой автомобиль за год преодолевает пробег около 200 тыс. км. В среднем грузовики расходуют около 30 л топлива на 100 км. С шинами, имеющими низший показатель топливной экономичности F, расход горючего увеличивается примерно на 1-1,5 л/100 км, по сравнению с покрышками класса А. Таким образом, экономия горючего с топливосберегающими шинами класса А составляет 10-15 л/1000 км или 1000-1500 л на 100 тыс. км. При годовом пробеге 200 тыс. км экономия достигает 2000-3000 л дизельного топлива, что может покрывать большую часть расходов на покупку всего комплекта шин для грузовика.
Уровень шумности важен с точки зрения комфорта и безопасности. Водители грузовиков проводят много времени за рулем, особенно при региональных и международных перевозках. При длительном вождении монотонный шум колес может влиять на концентрацию внимания и вызывать сонливость, что чревато аварийными ситуациями. Именно поэтому важно учитывать класс акустического комфорта при выборе автошин. На евроэтикетках он обозначается маркировкой от А до F, а также в децибелах.
Какую информацию можно получить из названия модели
Производители шин зачастую составляют названия грузовых покрышек из буквенно-числовых комбинаций. Если цифры в названиях могут выбираться случайным образом, то в буквах зачастую кроется определенная информация о назначении шин. Например, если в наименовании, состоящем из набора букв и цифр, присутствует буква D, то с высокой вероятностью эти покрышки предназначаются для ведущих осей (D – англ. drive). Яркий пример – модель Compasal CPD81. В данном случае буквы СР означают модельный ряд, они присутствуют во многих других моделях шин этой марки – CPS60, CPT75 и др. Буква D указывает на то, что покрышки должны устанавливаться на приводные колеса.
Аналогичным образом можно определить грузовые шины для рулевых колес – в их названиях часто фигурируют буквы S (англ. – steer) или F (англ. – front). Примеры из вышеупомянутого модельного ряда грузовых шин Compasal – CPS22 и CPS60. Прицепные шины для грузовиков зачастую имеют букву Т в названиях – например, Compasal CPT76.
Выбор грузовых шин по сезонности
Как и легковые покрышки, грузовые шины бывают трех видов: летние, зимние и всесезонные. Чаще всего владельцы грузовиков используют именно третий вариант, поскольку это удобнее и выгоднее. Установка всесезонных шин избавляет от ежегодных расходов на шиномонтаж и покупку разных комплектов резины для летнего и зимнего сезона.
Но в некоторых случаях возникает необходимость в сезонных шинах. Например, в регионах с теплым климатом и мягкой зимой нет необходимости в использовании зимней или всесезонной резины, если температура воздуха практически никогда не опускается ниже нуля, а снегопады и гололед для такой местности являются большой редкостью. В отличие от зимних или всесезонных покрышек, летние грузовые шины производятся из более жесткой резины и имеют меньшее сопротивление качению, поэтому при прочих равных условиях они более экономичны с точки зрения расхода топлива.
Если же грузовой транспорт эксплуатируется в северных широтах с морозным и снежным климатом, целесообразно использовать специализированную зимнюю резину для тягачей и автопоездов. Ярким примером таких шин является финская модель Nokian Hakkapeliitta Truck E. Эта модель имеет не только ламелизацию, свойственную зимним шинам, но и возможность установки шипов, что считается «экзотикой» для грузовых покрышек.
Параметры профиля
Ширину и высоту профиля грузовых шин нужно выбирать с учетом требований автопроизводителя. Если в случае с легковыми автомобилями допускаются некоторые «эксперименты» с установкой покрышек, размеры которых отличаются от заводских, то для грузовых авто это недопустимо. Во-первых, шины неоригинального типоразмера могут иметь другие индексы скорости и нагрузки, противоречащие техническим характеристикам грузовика. Во-вторых, изменение ширины или высоты профиля может приводить к искажению показаний одометра и спидометра, а также тахометра. Для грузовых автомобилей это имеет намного большее значение, чем для легковых. В-третьих, подобные «эксперименты» с установкой неподходящих покрышек могут сказываться на управляемости и устойчивости грузовика, а также на расходе топлива. Поэтому при покупке шин нужно выбирать только те покрышки, у которых ширина, высота и диаметр соответствуют требованиям завода-производителя грузового автомобиля.
Радиальные или диагональные шины – какие лучше
Шины для грузовиков могут иметь каркасы с радиальной или диагональной намоткой кордовых нитей. Как правило, радиальные покрышки имеют большее количество слоев корда, поэтому их конструкция более прочная и жесткая. Такие шины по амортизационным свойствам немного уступают диагональным, поэтому их рекомендуется использовать, если грузовой транспорт передвигается только по качественным ровным дорогам.
Диагональные шины, как правило, являются более дешевыми из-за меньшей материалоемкости их производства. Они обладают хорошей упругостью, благодаря чему отлично подходят для езды по неровным дорогам. Но в то же время, это негативно сказывается на управляемости. Более мягкие диагональные шины при равных условиях заметнее «плывут» по дороге, чем радиальные, а в поворотах и при маневрировании могут наблюдаться некоторые задержки на рулевые команды. Тем не менее, это во многом зависит от качества производства.
Если вы планируете заказать шины для грузового авто, обращайтесь в наш интернет-магазин. Мы предложим широкий ассортимент резины для грузовиков, поможем выбрать подходящую модель и обеспечим своевременную доставку в ваш регион.