Супертест. Зимние шины: с шипами и без них (октябрь 2005 г.)
Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - октябрь 2005г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ
Наши супертесты зимних шин «большой» размерности (на 15—16 дюймов) мы с несколькими европейскими независимыми автомобильными журналами из года в год проводим на финском заполярном полигоне Test World. Нынешний тест шин размерности 205/55 R16 — «закрепление пройденного»: мы вновь убедились в том, что расстановка сил на шинном фронте почти не изменилась. Лидеры остались лидерами, а среди аутсайдеров появились новички — как нынче модно, из Китая…
Несмотря на то, что этот тест проводился девять месяцев назад (чтобы успеть опубликовать результаты осенью, мы испытываем шины на исходе предыдущей зимы, в феврале-марте), в число подопытных моделей все-таки попали новинки сезона. Во-первых, это Continental WinterViking 2 с так называемыми «бриллиантовыми» шипами. Конечно, никаких бриллиантов в шипах нет. Просто форма их твердосплавных вставок имеет огранку, похожую на ювелирную, а в поперечнике эти вставки не круглые, а прямоугольные — теоретически, это обеспечивает лучшее сцепление со льдом. А практически? Посмотрим.
Еще один именитый дебютант — новая модель Мichelin X-Ice North. Она примечательна тем, что создавалась с учетом специфики российских дорог: специалисты компании Michelin приезжали в Россию, чтобы изучить особенности национальной эксплуатации шин. Изучили, приняли к сведению — и вот шины X-Ice North уже производятся на подмосковном заводе в Давыдово (в 13- и 14-дюймовых размерностях). Но в нашем тесте приняли участие покрышки на 16 дюймов, сделанные в Испании.
Другие шины, Nokian Hakkapeliitta 4, тоже получили российскую прописку — их делают не только в Финляндии, но и на только что открытом заводе во Всеволожске. Шипы у этой модели тоже «хитрые» — они «квадратные»: именно с них началась «гонка вооружений» в области формы твердосплавных вставок.
Еще одна новая для нас тема — китайские шины. Ведь и на нашем, и на европейском рынке вслед за автомобилями из Поднебесной стали появляться и покрышки с клеймом Made in China. В нашем тесте приняли участие китайские шипованные шины Wanli Winter Challenger.
Остальные участники уже знакомы нам по прошлогодним тестам. В «шипованном» классе это Goodyear Ultra Grip 500, Pirelli Winter Carving, Gislaved Nord Frost 3, Hankook W404, Vredestein Icetrac. В классе нешипованных или, как их еще называют, фрикционных шин всего один дебютант — тайваньские шины Nankang Snow Viva SV-1. Остальные покрышки мы тестируем фактически для контроля качества — ведь все они принимали участие в прошлогодних тестах. Это Continental ContiVikingContact 3, Bridgestone Blizzak WS-50, Michelin X-Ice, Nokian Hakkapeliitta RSi. Особое внимание шинам Continental — в прошлом году испытатели поставили под сомнение победу этих шин, поскольку уже после тестов обнаружили существенные отличия от тех покрышек, которые продавались в розничной сети. В этом году шины Continental были взяты у финского импортера с общего склада — так что ни о каких специально подготовленных шинах речи быть не может.
Кстати, под знакомым названием модели могут скрываться измененные шины — ведь крупные фирмы год от года меняют внутреннюю конструкцию покрышек и внедряют новые материалы. Все это скрыто от глаз покупателей, и оценить преимущества новых шин можно лишь в ходе специальных испытаний — таких, как наши.
В этом году, как и ранее, автомобилем-«агрегатоносителем» служила красавица Alfa Romeo 156. Принципиально методика наших тестов не меняется уже несколько лет, она лишь совершенствуется, следуя за техническим прогрессом. Так, десять лет назад замеры тормозного пути автомобиля на разных шинах выполнялись с блокировкой колес. Позже, когда автомобилей с АБС в Европе стало значительно больше, чем без нее, стали делать «тормоза» с AБС. Пару лет назад перешли от разгона с пробуксовкой к разгону с активированной системой Traction Control. В этом году эксперты сделали еще один шаг вперед — при оценке управляемости на льду и на снегу они ездили по извилистой трассе как с включенной системой стабилизации, так и с выключенной. Результаты усредняли. Никуда не денешься — шины сегодня изначально проектируются для работы в тесном сотрудничестве с электронными системами автомобиля.
После обязательной обкатки зачетных комплектов шин эксперты приступили к работе. Сначала — торможение на гладком льду с 50 км/ч. На первый взгляд все просто — на каждом комплекте шин проводится примерно 20 попыток (для исключения случайностей), замеры тормозного пути выполняются при помощи профессионального измерительного комплекса Race Logic VBox третьего поколения. По сути это высокоточная система спутниковой навигации, которая с точностью до сантиметра измеряет пройденный автомобилем путь. После обработки результатов стало ясно, что «бриллиантовые» шипы работают: на счету шин ContiWinterViking 2 самый короткий тормозной путь — 38 метров. Впрочем, оснащенные обычными шипами шины Goodyear и Michelin отстали всего на полметра. А вот корейские покрышки Hankook W404 удлиняют тормозной путь на льду до 49 метров. Но это все равно лучше, чем результаты нешипованных шин: лучшие из них, модели Michelin RSi, способны остановить автомобиль только через 53,5 м.
При разгоне на льду лидер меняется — быстрее всего Alfa набирает скорость на шинах Nokian Hakkapeliitta 4. Медленнее всего — на фрикционных шинах Bridgestone Blizzak WS-50.
Следующий вид испытаний — оценка поперечных сцепных свойств на ледяном кругу диаметром 60 метров. Здесь опять в лидеры выходит Continental — чувствуется, что «бриллиантовые» шипы отлично работают не только в продольном, но и в поперечном направлении.
Затем эксперты отправляются на трассу активной безопасности. Под колесами — гладкий как стекло лед, и на таком покрытии надо не только показать лучшее время на каждом комплекте шин, но еще выставить субъективную оценку за надежность управления по десятибалльной шкале. Чтобы исключить психологическое давление, этот тест выполняется «вслепую» — эксперт не знает, на каких шинах он ездит. Лучшее время — на счету шин Nokian Hakkapeliitta 4, да и за надежность управления они получают высший балл. А вот китайские шипованные шины Wanli здесь с треском провалились, пропустив вперед три комплекта фрикционных моделей во главе с покрышками ContiVikingContact 3.
Теперь все повторяем на укатанном снегу. Тут шипованные и нешипованные модели перемешались — ведь на снегу шипы не работают. Гораздо важнее рисунок протектора и состав резиновой смеси. При «снежном» торможении с АБС эффективнее всего работают шины Goodyear Ultra Grip 500, а хуже всего — китайские Wanli. А при разгоне на снегу лучшее время показали сразу четыре комплекта шин.
Трассу снежной управляемости быстрее всего удалось пройти на шинах ContiVikingContact 3. Всего на 0,4 с от них отстали обе модели Nokian. Эти же шины получили высокие экспертные оценки. Похоже, наш тест превращается в дуэль шин Nokian и Continental — именно они по очереди возглавляют протоколы испытаний, лишь изредка пропуская вперед шины других марок. Такую же стабильность в зимних тестах демонстрируют и китайские шины — они прочно обосновались в последних строчках протоколов.
Для выполнения следующего теста экспертам нужно совершить небольшой пробег по дорогам общего пользования — проверить, насколько устойчив автомобиль на тех или иных шинах, как он реагирует на колеи и неоднородности покрытия. Лидеры — все те же: Nokian, Continental...
Теперь нужно проверить, как шины ведут себя на снежно-водяной каше, как они сопротивляются слашплэнингу — зимнему аналогу аквапланирования. Для тестов была сооружена специальная ванна длиной 50 м, в которую закладывался мокрый снег глубиной 4 см. Направляя в ванну колеса одной стороны, водитель дает полный газ, а аппаратура фиксирует скорость, при которой протектор больше не в состоянии удалять снежную кашу, «слэш», из пятна контакта —«всплытие» шины отражается началом пробуксовки и резким ростом оборотов двигателя. Сложность этих испытаний заключается в том, что снежно-водяную кашу приходится ровнять после каждого заезда. К тому же нужно внимательно следить за температурой — на солнце снег тает, при падении температуры вода подмерзает… Методом проб и ошибок эксперты пришли к выводу, что лучше всего такие испытания проводить весенними ночами при небольшой плюсовой температуре. Удивительно, но в этих «ночных» тестах лучше всего выступили тайваньские шины Nankang. А хуже всего противостоят слашплэнингу шины Bridgestone Blizzak WS-50.
Наши испытания были бы неполными без асфальтовых дисциплин. Для хороших зимних автошин это — самое сложное покрытие. Их протектор, изрезанный мелкими прорезями-ламелями, и мягкий состав резины рассчитаны прежде всего на снег и лед, но гораздо хуже работают на асфальте. Меж тем по скользкой дороге все едут осторожно и скорости, как правило, невысоки. Последствия аварий ограничиваются «жестянкой». Но когда зимним погожим днем улицы очищаются от снега и льда, то водители радостно начинают гонять с «летними» скоростями, забывая об ограниченных «асфальтовых» возможностях зимних шин. И тут уже последствия ошибок могут быть куда серьезнее…
Закономерности здесь четкие — чем лучше шины ведут себя на скользких покрытиях, тем хуже они выступают в асфальтовых дисциплинах. И точно — китайские аутсайдеры Wanli показывают минимальный тормозной путь на асфальте! А худший результат — на счету нешипованных шин Michelin X-Ice. Еще одно асфальтовое упражнение — «лосиный тест», имитация объезда неожиданно возникшего препятствия. На этот раз правило не сработало — шипованные шины Continental, достойно выступавшие в зимних дисциплинах, и здесь оказались на высоте. Равно как и Michelin X-Ice, и Pirelli Winter Carving, и Vredestein Icetrac.
Напоследок — оценка акустического комфорта, то есть специфического шума от зимних шин. Тут опять прослеживается четкое деление на классы — шипованные шины всегда громче, поскольку к протекторному гулу добавляется еще и характерный «цокот». Самыми «громкими» в нашем тесте оказались шины Pirelli Winter Carving и Vredestein Icetrac. Самыми тихими из шипованных — покрышки Gislaved Nord Frost 3. Нешипованные же шины шумят меньше. Но если прислушаться, то шины Bridgestone Blizzak WS-50 и Nokian RSi немного «громче».
После завершения испытаний мы, как обычно, переводим все результаты в баллы по десятибалльной шкале — и складываем с учетом весомости отдельных показателей. Наибольший вес (45%) имеют «ледяные» показатели. Снег вносит 25% в итоговый результат, еще 10% — на счету слашплэнинга. Оставшиеся 20% — «асфальтовые» характеристики шин. После несложных подсчетов напротив каждой модели появляется итоговый балл. В этом году он выше всего у шин Michelin X-Ice North. Достойный дебют! Хотя говорить о подавляющем превосходстве шин Michelin не приходится — шипованные модели ContiWinterViking 2, Gislaved Nord Frost 3 и Nokian Hakkapeliitta 4 отстали всего на 0,1 балла. Их мы тоже рекомендуем для зимней эксплуатации. Кстати, «бриллиантовые» шипы хоть и работают, но, как выяснилось, решающих преимуществ над конкурентами не дают.
В аутсайдерах, как того и следовало ожидать, китайские шины. А вот тайваньские покрышки Nankang произвели более приятное впечатление — они оказались даже лучше шин Bridgestone Blizzak WS-50. В остальном в стане нешипованных шин полный застой — места между четырьмя участниками распределились в том же порядке, что и год назад. Лучше других выступили шины Continental ContiVikingContact 3, за ними Nokian Hakkapeliitta RSi, Michelin X-Ice, а замыкает список Bridgestone Blizzak WS-50. Хотя, если посмотреть с другой стороны, то никакой это не застой, а стабильность качества. Та самая стабильность, которая, согласно поговорке, и является признаком мастерства.
Итоги теста
+ На льду эксперты отметили отличный баланс характеристик. Продольные сцепные свойства подкреплены отменными показателями управляемости: небольшая недостаточная поворачиваемость, свойственная автомобилю на шинах Michelin, делает его поведение простым и понятным. + На снегу французские шины тоже на высоте — и торможение, и разгон эффективны. + Направленный рисунок помогает хорошо отводить снежно-водяную кашу из пятна контакта - В заснеженных поворотах скорость несколько ниже, чем на шинах-конкурентах — в поперечном направлении протектор шин X-Ice North работает несколько хуже, чем в продольном. - На асфальте показатели хуже — резких маневров шипованный Michelin не поощряет. Общий результат: 9,1 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Новые «бриллиантовые» шипы с прямоугольной формой вставок на льду работают отменно — WinterViking 2 обеспечил Альфе минимальный тормозной путь. + Ледяной круг автомобиль на этих шинах проходит быстрее всего. + На трассе управляемости эксперты отметили небольшую избыточную поворачиваемость, но отменные сцепные свойства шин позволяют легко корректировать занос. + На снегу и на снежно-водяной каше Continental действительно хорош, но мог бы быть и лучше — девять баллов из десяти. + Но асфальте шины действительно помогут резко затормозить или без особого напряжения объехать неожиданно возникшее препятствие. - Довольно высокая стоимость. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Gislaved по-прежнему демонстрирует приличные сцепные свойства на льду (особенно при разгоне) и радует экспертов сбалансированными характеристиками управляемости. + Автомобиль очень послушен и продолжает реагировать на действия рулем даже в сложных ситуациях — в случае ошибок и затяжных скольжений. + На снегу характер управляемости схожий — отличие лишь в том, что в ответ на сброс газа Alfa активнее уходит в занос. + На зимнем шоссе Gislaved наделяет Альфу похвальной устойчивостью — машина почти не реагирует на колеи. + Еще один плюс — это самые тихие шипованные шины в нашем тесте. Так что можем смело рекомендовать их тем водителям, которые при выборе зимних шин ищут компромисс между безопасностью и комфортом. - На асфальте при резких перестроениях возможно незначительное замедление реакций автомобиля. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Протектор, вооруженный «квадратными» шипами, обеспечивает великолепную разгонную динамику, хорошо работает в поперечном направлении. + На извилистой трассе финские шины помогли экспертам показать абсолютно лучшее время круга — с отрывом в две секунды от ближайшего конкурента. + На снегу обошлось без рекордов, но эксперты все равно поставили шинам Nokian высший балл за надежность управления. - Тормозной путь на льду на шинах Hakkapeliitta 4 длиннее по сравнению с лучшим результатом на 6,5 метра. - Величина тормозного пути на мокром асфальте — одна из самых больших в классе шипованных шин, испытанных в рамках теста. - На «переставке» экспертам тоже пришлось нелегко — автомобиль слишком лениво реагирует на резкие повороты руля. Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Шины данной серии действительно хороши: агрессивный протектор с поперечными блоками эффективно цепляется за лед и особенно за снег. + На укатанном снежном треке Alfa на шинах Goodyear показала абсолютно лучший результат при торможении с 50 км/ч — 55,5 метров. - На дороге с неоднородным покрытием эти покрышки заметно снижают устойчивость — автомобиль все время рыскает, требуя постоянных подруливаний. - При разгоне протектор работает уже не столь эффективно. Да и по части управляемости есть претензии. - Начало скольжений хорошо чувствуется, но ошибoк шины Goodyear не прощают: резкий сброс газа — и автомобиль уже едет боком, когда этого совсем не ждешь. Общий результат: 8,6 баллов. Рекомендуется. |
||
+ На льду шины обеспечивают достойные сцепные свойства и в продольном, и в поперечном направлениях. + Неплохой запас сцепных характеристик на заснеженном треке. + Хорошее сопротивление слашплэнингу, высокая стабильность движения по зимней дороге и оптимальные «асфальтовые» параметры. - Шинам Pirelli не хватает стабильности показателей во всех видах испытаний. - На трассе управляемости автомобиль срывается в скольжения чаще, чем того ожидаешь. - Еще один минус шин Pirelli — повышенный уровень шума при качении. Общий результат: 8,6 баллов. Рекомендуется. |
||
Vredestein Icetrac |
+ Шины достойно выступили на льду, продемонстрировав хорошие сцепные свойства. + На извилистой трассе экспертам понравилось, что Alfa Romeo активно и точно реагирует на повороты руля. + На асфальте и тормозные свойства, и управляемость — одни из лучших в тесте. - На снегу шины Icetrac пасуют — низкие сцепные свойства, резкие и ранние срывы в скольжение заставляют перед поворотами тормозить заранее, а потом долго разгоняться. - На зимнем шоссе тоже не хватает стабильности — автомобиль рыскает и требует постоянных подруливаний. Общий результат: 8,2 балла. Рекомендуется. |
|
Hankook W404 |
+ Отмечены средние показатели на асфальте. - Сопротивление слашплэнингу — низкое, несмотря на протектор с направленным рисунком. - Сцепные свойства на льду не выдерживают никакой критики — при разгоне даже нешипованные шины Nokian обеспечивают лучшую динамику. - Тормозной путь по сравнению с лучшими шипованными покрышками удлиняется на 11 метров. - С управляемостью тоже беда: чуть сильнее нажал на газ или перекрутил руль — и передние колеса тут же срываются в скольжение. Общий результат: 7,7 баллов. Все еще рекомендуется. |
|
Wanli Winter Challenger |
+ Китайские шины очень достойно выступили на льду — тормозной путь оказался короче, чем на шинах Gislaved Nord Frost 3 и Nokian Hakkapeliitta 4. + На мокром асфальте шины Wanli вдруг показали самый короткий тормозной путь. - Шипы работают только в продольном направлении — в поворотах ледяной трассы автомобиль все время находится в состоянии неустойчивого равновесия. - На снегу эти шины и вовсе беспомощны — по тормозному пути отставание от лидера составило 16,5 метров. Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется. |
|
+ На льду фрикционный Continental обеспечивает спокойные реакции и на грани скольжений. + На снегу шины просто великолепны. На трассе «снежной» управляемости — лучшее время в «абсолюте». + Неплохо справляется протектор и с мокрым снегом. Оценка устойчивости на зимней дороге тоже высока. + Уровнеь шума на асфальте вполне приемлемый. - На асфальте ContiVikingContact 3 обеспечивает не самые быстрые реакции: для резких маневров, равно как и для резких торможений, мягкий протектор — не лучший вариант. Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется. |
||
+ Шины Nokian RSi лишь немного уступили лидеру в нешипованном классе. В ряде испытаний результаты, показанные шинами Nokian и Continental, совпадают до десятых долей секунды или метра. + По ледяной извилистой трассе автомобиль на шинах Nokian едет очень уверенно. Управлять машиной просто: даже в случае ошибок скольжения не пугают — шины быстро восстанавливают сцепление со льдом. + На снегу сцепные свойства шин Nokian тоже хороши. К стабильности движения по зимнему шоссе — никаких претензий: Alfa практически не реагирует на прокатанные колеи и снежные переметы. - Нарекания вызвали только весьма резкие срывы в скольжения на снегу. - Для быстрой езды по асфальту шины Nokian подходят плохо — резкие маневры получаются «замедленными», тормозной путь не самый короткий. Общий результат: 8,1 балла. Рекомендуется. |
||
+ В активе шин Michelin X-Ice — минимальный тормозной путь на льду и на укатанном снегу среди всех испытанных нами нешипованных моделей. + Разгоняется автомобиль на шинах X-Ice тоже хорошо. Да и в поперечном направлении Michelin «держит» не хуже, чем Continental или Nokian. + Не менее важные плюсы французских шин — низкий уровень шума, высокая стабильность при движении по зимней дороге и достаточно высокое сопротивление слашплэнингу. - По части управляемости есть небольшие претензии — порой экспертам не хватало точности и быстроты реакций. - На мокром асфальте модель X-Ice продемонстрировала довольно длинный тормозной путь. Общий результат: 7,8 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
Nankang Snow Viva SV-1 |
+ При торможении на льду тайваньские шины проигрывают лишь двум нешипованным моделям, оставляя позади даже финские покрышки Nokian RSi. + Специалисты отметили достаточно низкий уровень шума покрышек при качении. + Еще одна приятная неожиданность — абсолютно лучший результат при проверке сопротивления слашплэнингу. - По управляемости — проигрыш: слишком ярко выраженная недостаточная поворачиваемость. Чуть перекрутил руль или раньше нажал на газ — и автомобиль тут же распрямляет траекторию. - На асфальте шины Nankang выступили посредственно. Хотя это позволяет предположить, что состав резиновой смеси здесь действительно зимний, а не «универсальный». Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется. |
|
+ На снегу ситуация неплохая. Срывы в скольжения довольно предсказуемые, водитель может спокойно управлять траекторией. + Тормозной путь на мокром асфальте оказался минимальным в классе нешипованных шин. - Тормозной путь на льду со скорости 50 км/ч — 69 метров против 53,5 у шин Michelin X-Ice. - Динамика «ледяного» разгона, поперечные сцепные свойства — тоже провальные. Общий результат: 6,3 балла. Условно рекомендуется. |