Что могут зимние ран-флэт (декабрь 2007 г.)
О способностях летних шин типа ран-флэт мы рассказали в майском номере журнала. А что могут зимние?
Как и в летних испытаниях, мы решили сымитировать универсальный, хоть и малотипичный вариант – «проколоть» сразу два колеса по одному борту. Но перед тестом оба комплекта – шипованные Nokian Hakkapeliitta 5 Run Flat и нешипованные Pirelli SOTTO ZERO Winter 210 Run Flat – аккуратно обкатали. «Шиповки» – 500 км, для «нешипов» достаточно 200. Начинаем с самых простых упражнений, повторяя их на накачанных и спущенных шинах.
Сложность троганья на льду вызвана тем, что сопротивление качению спущенного колеса немногим меньше, чем тяга исправного. Первый тест – «переставка» на плотном укатанном снегу. Скорость на обоих комплектах в «поврежденном» состоянии падает на 4–5 км/ч, но главное – изменения в поведении автомобиля. На обеих шинах возникает сильный снос, значительно увеличиваются углы поворота руля, во втором коридоре «Шкода» быстро теряет скорость. Мораль очевидна – на спущенных зимних колесах не надейтесь четко выполнить маневр.
Наступает черед разгонов и торможений. И... первая неожиданность: на двух спущенных колесах «Шкода» не то что разгоняться, даже трогаться не хочет. В рыхлом снегу слишком велико сопротивление качению спущенного заднего колеса: оно буквально складывается, приподнимая над дорогой середину протектора. Шипованное («Нокиан») проворачивается рывками, а нешипованное («Пирелли») и вовсе стоит на месте. В предыдущем упражнении на укатанном снегу сопротивление качению было ниже, а сцепление – выше, поэтому такой проблемы не возникало.
Та же картина и на льду: в условиях низкого коэффициента сцепления троганье и разгон на двух спущенных колесах невозможны. Задним ходом иногда еще удается тронуться, но вперед – никак! Приходится корректировать программу – далее будем выпускать воздух только из одного, переднего колеса.
В разгоне на льду «трехколесного» варианта «Нокиан» проигрывает сама себе 11,6%, а «Пирелли» – в полтора раза больше (17,9%). В торможении проигрыш «шипов» составляет 3,2 м, а «нешипы» «привозят» заметно меньше – лишь 1,1 м.
На ледяном круге «Нокиан» тоже теряет больше, чем «Пирелли». Для «финна» потери составляют 11,1% на грани скольжения и 10,8% при буксовании. «Пирелли» более стабильна – медленнее всего на 3,7% при движении на грани скольжения, но зато на 8,8% с пробуксовкой.
На заснеженной дороге со спущенной «Нокиан» «Шкода» разгоняется заметно медленнее (хуже на 17,6%), «Пирелли» же почти не замечает «прокола» – здесь разница всего 3,6%. Торможения тоже в пользу «итальянца» – пустая «шиповка» увеличивает тормозной путь «Шкоды» на 2,6 м, а «нешиповка» – на полтора.
В глубоком снегу достаточно одного спущенного переднего колеса, чтобы сделать автомобиль беспомощным, не говоря уже о двух пробитых по одному борту. Тогда уж останавливаться нельзя, поскольку тронуться вперед практически нереально. Задний ход чуть-чуть увеличивает шанс выбраться из сугроба, но не всегда достаточно.
На асфальте повторяем упражнения дважды – с одним и двумя спущенными колесами. Хорошо, что трогаться и разгоняться здесь можно без проблем.
Начинаем с выбегов – они характеризуют сопротивление качению. С одним спущенным колесом «Нокиан» выбег уменьшается почти в два раза – 55,2% от нормы, а с «проколотым» бортом – всего 41,5%. «Пирелли» менее привередливы: с одним «проколом» – 70,1%, с двумя – 54,2% (почти как у «Нокиан» с одним пустым колесом).
Прикладное значение этих результатов – увеличение расхода топлива. Спущенная «Нокиан» прибавит в расходе более ощутимо.
Завершаем тест самым вредным упражнением для любых зимних шин – торможением на сухом асфальте. «Нокиан» без давления увеличивает путь до остановки всего на 1,6 м, причем независимо от количества спущенных по борту колес. Однако здесь с «финном» случается конфуз – шина переднего колеса проворачивается на ободе, а протектор на ее плечах слезает клочьями – такова расплата за более мягкую резину.
«Пирелли» в «трехколесном» варианте тормозит на 1,2 м дольше (это 12,5%), а с пустым бортом добавляет еще 0,4 м, увеличивая тормозной путь на 14,8%.
Причины разного поведения шин понятны – более мягкая по составу смеси «Нокиан» в спущенном состоянии деформируется больше, чем «Пирелли». Однако на льду шипы цепляются-таки за лед, даже частично приподнявшись над дорогой.
Ресурс этих шин мы проверять не стали. Во-первых, напомним, что заявленный пробег летний ран-флэт одолел с большим запасом. Во-вторых, еще летом мы убедились в том, что пробег пустого колеса зависит от температуры асфальта и воздуха, а еще больше – от шероховатости покрытия.
Отсюда ясно, что на льду и снегу этим шинам сносу не будет (в пределах разумного, конечно). И уж в любом случае до шиномонтажа в обжитой части России они доедут запросто.
Отметим, что шипованный ран-флэт или нет – не важно. Оба позволяют продолжить движение без воздуха. Однако, несмотря на то что на скользких покрытиях потеря характеристик у «шипов» в процентном отношении больше, абсолютные показатели их остаются все же более высокими.
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Поведение зимних шин в исполнении ран-флэт в спущенном состоянии отличается от летних большим числом ограничений и особенностей в управлении.
Если спущено хотя бы одно из колес, для остановки выбирайте чистый асфальт. На нем будет легче тронуться.
Избегайте экстренных торможений на асфальте, особенно на таких мягких шинах, как Nokian HKPL5 RF: два-три таких упражнения – и от протектора не останется ничего. И конечно, при маневрировании не крутите руль на неподвижном автомобиле – поворачивайте лишь тогда, когда он пусть медленно, но катится.
Старайтесь двигаться со скоростью 60–80 км/ч (конечно, если это не представляет опасности) – центробежная сила на такой скорости помогает спущенной шине чуть-чуть «исправить осанку».
С увеличением скорости перестраивайтесь на заснеженную или ледяную полосу – здесь износ шин будет гораздо меньше, чем на асфальте.
Скользкие участки и глубокий снег пытайтесь преодолеть с ходу. Если пришлось-таки остановиться на льду или в сугробе, попробуйте задним ходом выбраться на участок дороги с более высоким коэффициентом сцепления. Не получается – зовите на помощь, хотя бы для того, чтобы стронуть машину с места и набрать минимальную скорость.
На скользком покрытии при маневрировании заранее снижайте скорость. Напоминаем, что и зимний, и летний Run Flat допустимо использовать только вместе с сигнализацией о падении давления в шинах.
Результаты
+ При спущенном переднем колесе машина хорошо тормозит на льду; очень высокие сцепные свойства на асфальте; торможение на асфальте не зависит от состояния заднего колеса. - Экстренное торможение на асфальте противопоказано. Переднее колесо провернулось на ободе. Резина с передней покрышки летит клочьями. - Неохотно вставая на дугу поворота, автомобиль распрямляет траекторию, затем вдруг срывается в глубокий занос. - При двух спущенных колесах троганье на льду невозможно, с одним затруднено – эффективность разгона резко падает, заднее колесо из-за деформации проворачивается рывками. - При повороте в сторону спущенного колеса поведение удовлетворительное, а в противоположную – опасное. Общий результат: условно рекомендуется. |
||
+ При спущенном переднем колесе сохраняется низкое сопротивление качению (лучше, чем у летних шин), а также почти не ухудшаются тормозные свойства на льду. + При торможении на скользкой дороге автомобиль уверенно держит прямую, не пытаясь отклониться от заданного направления. + Торможение на асфальте стабильно, как и на льду и снегу, подруливания почти не требуется. - Спущенное переднее колесо значительно затрудняет троганье и разгон, особенно на льду. При двух спущенных по борту колесах невозможно тронуться на льду вперед. Здесь без помощников не обойтись. - В поворотах скорость ограничена сносом – когда спущенные колеса оказываются снаружи (поворот в сторону исправных колес), снос заметно больше. Общий результат: рекомендуется. |
Сергей Мишин
Источник: КАША ПРЕСС - Лучшие Интернет-издание России.
|