Зимние шины для внедорожников. Полный зимний привод (ноябрь 2005г.)
Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - ноябрь 2005г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ
Еще десять лет назад выбора не было. В 1995 году, готовясь к поездке в Финляндию для проведения тестов зимних шин, мы решили переобуть редакционный Land Rover Discovery: едем-то за Полярный круг, а потому неплохо бы поставить шипованные шины. Обзвонили дилеров — и выяснили, что в продаже имеется только одна модель шипованных шин для нашего внедорожника — Nokian Hakkapeliitta 10. Покупкой мы были довольны. Вплоть до того момента, когда немецкие пограничники (из Финляндии мы отправились в Германию) предложили нам либо купить новые шины, либо, вооружившись отверткой, выколупывать шипы из наших практически новых покрышек, прошедших от силы три-четыре тысячи километров… Так мы узнали, что применение шипованных шин в Германии, равно как и в большинстве других европейских стран (исключение сейчас составляют лишь скандинавские государства), запрещено. Попутно убедились, что шипы в шинах Nokian закреплены на совесть — проковырялись мы на границе часа три… Но все это — к слову о том, что выбор зимних шин для внедорожников стал гораздо шире. Для нынешнего теста, который, кстати, тоже проходил в Финляндии, мы отобрали девять различных моделей шин размерности 235/65 R17.
МНОГИЕ владельцы полноприводных автомобилей игнорируют сезонную смену шин, уповая на то, что полный привод вывезет и на скользкой дороге. Действительно, вероятность застрять в снегу на полноприводном автомобиле, пусть даже на летних шинах, гораздо ниже, чем на машине с приводом на передние или задние колеса. Но как быть с торможением? Тут уже «полнота» привода значения почти не имеет…
Но еще несколько лет назад владельцы внедорожников переобували свои машины в зимние шины крайне редко. Дело не в скупости: такие автомобили обычно комплектовались всесезонными шинами, и нанесенная на боковины маркировка M+S (mud+snow, «грязь+снег») была своего рода рекомендацией использовать эти покрышки круглый год. Они, конечно, обеспечивали определенный уровень сцепных свойств на скользких дорогах, но по большому счету по-настоящему хорошо не работали ни на асфальте, ни на снегу, ни на льду. До определенного момента это всех устраивало. Но росли мощности, увеличивались скорости, все более серьезные требования стали предъявляться к управляемости… И в результате универсальные шины перестали устраивать сначала производителей внедорожников, а затем и потребителей. Но просто расширить гамму размерностей шин для обычных легковых автомобилей производители не могли: покрышки для внедорожников должны выдерживать более высокие нагрузки, а значит, нужно вводить дополнительные слои корда, менять структуру боковин, а для всего этого необходимо специальное технологическое оборудование, которое еще предстоит разработать… Шинники раскачивались несколько лет! Возьмем, например, BMW X5 — автомобиль выпускается уже шестой год, а достойные зимние шины для него появились совсем недавно.
А как быть с бездорожьем, на которое по-настоящему не рассчитаны ни зимние, ни летние шины? А никак. Даже в России львиная доля импортных автомобилей сегмента SUV съезжает с твердого покрытия крайне редко. Поэтому испытания, которые проводили наши коллеги на финском полигоне Test World, ничем не отличаются от тестов легковых шин. Те же замеры на льду, на снегу, те же критерии субъективных оценок надежности управления. Отличие лишь в том, что если Volvo XC90 и оказывался за пределами расчищенной трассы, то, как правило, выбирался из снежного плена без посторонней помощи.
В тестах приняли участие четыре комплекта шипованных шин и пять — нешипованных. Любопытно, но все шипованные модели — даже те, что появились в этом году, — нам хорошо знакомы. Точнее, знакомы рисунки протекторов — они заимствованы у легковых моделей. Так, шины Nokian Hakkapeliitta SUV словно срисованы с шин Hakkapeliitta 4, Pirelli Scorpion Carving — двойник модели Winter Carving, Continental 4X4 IceContact как две капли воды похожи на шины Gislaved Nord Frost 3, а Goodyear Ultra Grip 500 — это вылитые шины… Goodyear Ultra Grip 500.
В стане нешипованных шин подобного «плагиата» меньше: только шины Pirelli Scorpion Ice&Snow напоминают легковую модель SnowSport. Остальные шины оригинальные — это Bridgestone Blizzak LM-18, Nokian WR, Cooper Discoverer Sport HP и Hankook Ice Bear W300.
Откатав стандартную программу испытаний, эксперты перевели все результаты в баллы (по десятибалльной шкале: чем лучше результат, тем выше балл) и сложили их с учетом весомости тех или иных потребительских качеств. Приоритеты здесь такие: сцепные свойства и управляемость на льду (45%), на снегу (25%), на асфальте (15%), сопротивление слашплэнингу (10%), акустический комфорт (5%).
Уверенную победу в нашем тесте одержала зимняя резина Continental 4X4 IceContact с «овальными» шипами. На втором месте шины Pirelli Scorpion Carving, на третьем — Nokian Hakkapeliitta SUV. В стане нешипованных шин первая тройка выглядит так: Pirelli Scorpion Ice&Snow, Bridgestone Blizzak LM-18, Hankook Ice Bear W300, причем разрывы между тремя моделями настолько малы — всего 0,1 балла! — что мы можем смело рекомендовать каждую из них. И лишь предостеречь от покупки шин Cooper Discoverer Sport HP: ездить на них зимой просто опасно.
Теперь несколько рекомендаций по использованию зимних шин на внедорожниках. Во-первых, размерность. Для одних и тех же автомобилей сегодня можно подобрать несколько вариантов. На зиму лучше ставить шины с меньшей шириной протектора (первое число в маркировке размерности), а профиль, «высота» шины (второе число в маркировке) пусть будет больше. Это позволит увереннее чувствовать себя на заснеженной дороге и на «слаше» — смеси воды и снега. Да и повредить на разбитых зимней непогодой дорогах высокопрофильные шины труднее, чем низкопрофильные. Во-вторых, выбирая шины, обращайте внимание на индекс грузоподъемности. Бывает, что шины подходят (или почти подходят) по размеру, но индекс грузоподъемности у них ниже рекомендованного заводом-изготовителем автомобиля. Использование таких шин на тяжелом внедорожнике может привести к их преждевременному разрушению. И, наконец, главный вопрос: шипованные или нешипованные? На наш взгляд, в России шипованные шины все же предпочтительнее нешипованных. Последние можно использовать только в крупных городах, да и то при условии, что за рулем — опытный водитель.
Итоги испытаний
+ Вооруженный «овальными» шипами, этот протектор великолепно работает на льду: по сравнению с ближайшими конкурентами шины Continental сокращают тормозной путь на четыре метра. + И на кругу, и на трассе управляемости с ледяным покрытием — тоже лучший результат. + На снегу сцепные свойства также хороши. + Неплохо эти шины выступили и на мокром, и на сухом асфальте. Да и шума от них не много — если, конечно, сравнивать их с другими шипованными моделями. - На трассе управляемости автомобиль не всегда точно следует за рулем. Общий результат: 8,7 баллов. Рекомендуется. |
||
Pirelli Scorpion Carving |
+ Шины Scorpion Carving обеспечивают отменные сцепные свойства на льду в продольном направлении. + На снегу сцепные свойства сбалансированы лучше. Направленный рисунок протектора хорошо цепляется за укатанный снег, а при нулевой температуре эффективно отводит мокрый снег из пятна контакта. - В поворотах на ледяном треке шины несколько уступают конкурентам. - На асфальте шины Pirelli плохо справляются с возросшими нагрузками: велик тормозной путь, а при выполнении «переставки» эксперты устали бороться с заносами задней оси. Общий результат: 8,5 баллов. Рекомендуется. |
|
+ Прекрасные результаты на трассе управляемости на льду: идеальный баланс между заносом задней оси и сносом передней. + Отменно машина вела себя и на снегу. - Сцепные свойства на льду оставляют желать лучшего: тормозной путь по сравнению с самым сильным конкурентом на 7,5 м больше. - На асфальте мягкий протектор работает неважно. Да и на снежно-водяной каше шины Nokian всплывают довольно рано. Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется. |
||
+ Для спокойной езды на Volvo XC90 шины Goodyear Ultra Grip 500, пожалуй, пойдут. Но покупать их для таких темпераментных автомобилей, как BMW X5 или Porsche Cayenne, мы бы не рекомендовали. + Шины продемонстрировали вполне приемлемые сцепные свойства при разгоне и торможении на льду. - На трассе ледяной управляемости автомобиль вяло реагирует на повороты руля, правда, не проваливается в глубокие скольжения. - На снегу совладать с машиной непросто — задняя ось то и дело срывается в занос. - Еще сложнее удержать машину при выполнении «переставки» на асфальте — шины словно размазываются по дороге, не позволяя объехать препятствие на высокой скорости. - При торможении на мокром асфальте тот же эффект — сильно расчлененные блоки протектора складываются: максимальный тормозной путь. И самый высокий уровень шума. Общий результат: 7,9 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
Pirelli Scorpion Ice&Snow |
+ На асфальте шины Pirelli обеспечивают минимальный тормозной путь. + Покрышки достойно ведут себя и на скользких покрытиях: неплохие результаты на льду, а на снегу эти шины оказались и вовсе лучшими среди нешипованных моделей. - При выполнении резких маневров на снежном треке возникали незначительные трудности с управлением. Общий результат: 7,6 баллов. Все еще рекомендуется. |
|
Bridgestone Blizzak LM-18 |
+ Несмотря на незамысловатый направленный рисунок протектора, шины приятно удивили сцепными свойствами на льду. + На снегу шины Bridgestone обладают умеренными сцепными свойствами и в продольном, и в поперечном направлениях, обеспечивая пусть не самое быстрое, но спокойное и уверенное движение по извилистой трассе. + Это одни из самых тихих шин в тесте. + Направленный рисунок протектора прекрасно справляется со снежно-водяной кашей. - В поперечном направлении протектор шин Bridgestone работает хуже: на трассе «ледяной» управляемости автомобиль часто срывался в глубокие скольжения. - Прямую дорогу автомобиль держит плохо — неоднородности покрытия заставляют постоянно подруливать. Общий результат: 7,5 баллов. Все еще рекомендуется. |
|
Hankook Icebear W300 |
+ Современный асимметричный рисунок протектора со множеством ламелей прекрасно работает на льду и в продольном, и в поперечном направлениях. + В ванне, заполненной мокрым снегом, Volvo XC90 на шинах Hankook сохранял контакт с дорогой так же надежно, как и на шинах Bridgestone. - На снегу сцепные свойства скромнее, чем у конкурентов. Volvo XC90 на этих шинах показал предпоследнее время на разгоне и такой же результат на трассе управляемости. - Автомобиль на корейских шинах плохо слушается руля, то и дело отправляясь в скольжения. Плохо контролируемые скольжения. Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется. |
|
+ На снегу шины Nokian WR работают лучше: минимальный тормозной путь в классе нешипованных шин. + Баланс потребительских качеств смещен в сторону асфальта: тормозной путь на мокром асфальте невелик, машина хорошо ведет себя на «переставке», да и акустический комфорт на высоте. - Сцепные свойства на льду оставляют желать лучшего: на счету этих шин максимальный тормозной путь и максимальное время разгона на ледяном динамометрическом треке. - Извилистую трассу управляемости автомобиль преодолевает неуверенно, то и дело срываясь в скольжения и заставляя водителя постоянно находиться в напряжении. Общий результат: 7,0 баллов. Все еще рекомендуется. |
||
Cooper Discoverer Sport HP |
+ На «переставке» шины Cooper выступили вполне достойно — на них Volvo XC90 без труда объезжает препятствие. - Протектор малоэффективно справляется со слашплэнингом. - На круговом треке автомобиль вел себя, как корова на льду — колеса срываются в пробуксовку при малейшем изменении подачи топлива. - При торможении на мокром асфальте эти шины проиграли настоящим зимним шинам Pirelli. - На трассе управляемости отставание от ближайшего конкурента составило 20 секунд. Общий результат: 5,4 баллов. Не рекомендуется. |
Результаты замеров на льду, снегу и мокром асфальте
Субъективные оценки экспертов