Тест летних шин R14 "Старая песня о новом" (Март, 2006г.)
Четырнадцатидюймовые шины в России набирают все большую популярность, да и новинки в этом размере появляются значительно чаще, чем у 13-дюймовых.
Сегодня знакомим вас с результатами испытаний летних шин размерности 185/60R14 с индексом скорости «Н» (210 км/ч). Но прежде несколько слов об оснастке, без которой полноценные испытания были бы невозможны.
Об особенностях легкосплавных дисков (правильнее все же – колес, но традиция!) журнал писал не раз. Теперь посмотрим на них с точки зрения испытателей шин. Вот уже десять лет шины для тестов мы монтируем на диски из алюминиевых сплавов. Сначала производства К&К, затем «Виком» (Vikom), а теперь в поле нашего зрения попали колеса марки RW. Но почему предпочитаем легкосплавные?
Попробуйте несколько раз смонтировать-размонтировать покрышку на обычный стальной диск. Даже на профессиональном шиномонтажном оборудовании не избежать царапин на кромках обода. Со временем эти места украсит коррозия, и каждые год-два диски придется зачищать, грунтовать и красить.
Вторая причина: легкосплавные колеса сделаны, как правило, гораздо точнее, поэтому с ними меньше погрешность измерений при испытаниях шин.
Третий повод: легкосплавные колеса лучше отводят тепло от тормозных механизмов через ступичную часть – оттого при многократных торможениях на грани юза или с использованием АBS результаты более стабильны.
Следующий критерий – диски более удобны для мойки. Одно дело – вымыть четыре колеса и совсем другое – шестьдесят.
Пятая хитринка – выбираем диски с плоской ступичной частью или с самыми мелкими колодцами для крепежных болтов – иначе наживлять их неудобно. И хотя теперь на автомобиле-носителе мы заменяем болты на шпильки с гайками, глубоких колодцев все же избегаем.
За годы интенсивной эксплуатации мы не нашли изъянов в дисках K&K и «Виком». Надеемся, что и RW окажется на высоте. Во всяком случае, на первом, летнем этапе претензий к ним не было.
Методика испытаний тоже претерпела небольшие изменения. Во-первых, к традиционному торможению с заблокированными колесами (отечественные автомобили пока, к сожалению, не оснащают ABS) мы добавили торможение на грани юза: на сухом асфальте – со скорости 100 км/ч, на мокром – с 80 км/ч.
Второе дополнение – по просьбе читателей ввели оценку работы шин на грунтовой дороге. Этот показатель не входит в общий зачет, он служит лишь дополнительной информацией для тех, чьи маршруты проходят не только по асфальту.
Тесты проводили на «Калине»-хэтчбеке (ВАЗ-11193), которая в нынешнем году должна появиться в продаже.
Общие впечатления о переходе с 13 дюймов на 14 таковы: улучшилась управляемость – не случайно ее оценки в целом выше, чем в прошлогоднем тесте шин 175/75R13. Однако есть и минус – шины увеличенной размерности жестче и шумнее – сказывается низкая (менее энергоемкая) боковина и широкое пятно контакта. Впрочем, именно благодаря последней особенности торможение на этих шинах эффективнее.
Те, кто только планирует вместо 13 дюймов на лето поставить 14, должны иметь в виду, что за улучшение сцепных свойств они заплатят снижением комфорта, в первую очередь, плавности хода. К тому же шины и диски «на 14» существенно дороже.
Обобщим полученные результаты и на их основе попробуем проанализировать ситуацию на шинном рынке. Интересное наблюдение – «Бриджстоун» начинает отставать от именитых брендов – таких, как «Мишлен», «Континенталь» и «Пирелли». Даже «Йокогама» и «Тойо» понемногу обгоняют именитого земляка. Также очевидно, что финская «Нокиан» выходит на передовые позиции. Российские производители медленно, но верно улучшают свою летнюю продукцию. На «домашнем» рынке лидирует «Амтел».
Импортные шины в основном ориентированы на автомобили с ABS, потому менее охотно тормозят юзом. Тем не менее есть и такие, что эффективно тормозят любым способом.
Все шинники, включая российских, борются за стабильность сцепных свойств и их близость на сухом и мокром покрытии. Но достижения не у всех одинаковы. Есть еще одна тенденция, отмеченная и в прошлом году. Улучшение сцепных свойств на асфальте приводит к их ухудшению на грунтовых дорогах и траве. Грибникам, ягодникам и дачникам, живущим в глубинке, стоит присмотреться к шинам категории «m+s».
+ Экономичность – одна из лучших оценок! + Управляемость на высоте, сравнима с «Пирелли» и по уровню, и по стабильности на разных покрытиях. + Тормоза – лучшие на грани срыва в скольжение на мокрой дороге, остальные результаты тоже очень хороши. - Комфорт – небольшие замечания по плавности хода и шуму. Как и «Клебер», все мелкие швы и дорожные трещинки передают на кузов. Общая оценка: 922,1 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Летний «Мишлен» удивительно хорошо сбалансирован – ни ярких всплесков, ни явных провалов. + Экономичность – отлично. + По комфорту – лучшие (модель поделила это место с «Бриджем»). + Управляемость хороша на мокром асфальте, а на сухом еще лучше! + Курсовая устойчивость – без замечаний. + Тормоза особенно хороши на мокром покрытии. + При экстренном торможении на сухом асфальте колеса могут резко блокироваться. Общая оценка: 920,2 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Как и «Йокогама», «Пирелли» тяготеет к спорту. + Рекордсмен по скорости на «переставке». + Отличие от «Йокогамы» в том, что сцепные свойства и поведение более стабильны, независимо от состояния покрытия. + Тормоза – отличные на грани блокировки, хотя и сорвавшись в скольжение, останавливают машину неплохо. + Глубокий протектор обеспечит длительную стабильность эксплуатационных параметров. - Для таких шин экономичность – не главное, видимо потому здесь они ходят в середнячках. - Плавность хода и шум тоже принесены в жертву управляемости и курсовой устойчивости. Общая оценка: 918,5 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Тормоза великолепны! Лучшие в скольжении, но и на грани юза мало кому уступают. + К управляемости претензий нет. «Калина» четко выполняет «переставку». + По комфорту «Конти» очень похожи на «Тойо». Небольшие замечания лишь к плавности хода. - Особой экономичностью «Эко Конти» не отличаются, хотя в прошлогоднем тесте эти же шины в 13-дюймовом варианте здесь лидировали, да и общие результаты были лучше. - На мокром асфальте слегка не хватает информативности – только по этой причине шины не смогли развить более высокую скорость. Общая оценка: 911,3 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
Yokohama A539 |
+ А539 – шины спортивной ориентации. Вот на чем получите максимум удовольствия от активной езды! + Несколько экономичней, чем «Тойо». + Великолепная управляемость и отменная курсовая устойчивость. Переставку» на сухом асфальте «Калина» выполняет просто отлично! + Тормоза на сухом, пожалуй, наилучшие. Примечательно, что любой способ торможения дает отличный результат. - Лишены комфорта – очень жестко, тряско и шумно. Общая оценка: 908,8 балла. Настоятельно рекомендуется. |
|
Toyo Proxes CF 1 |
+ В отличие от «Бриджстоуна», эти «японцы» переступили порог 900 баллов – отличный результат для бренда «второй линии». + Управляемость хороша и стабильна на любом покрытии. + Тормоза на мокром даже чуть лучше, чем на сухом (на «переставке» тот же расклад), да и разброс при разных способах торможения меньше, чем у «Бриджстоуна». - По топливной экономичности «Тойо» – середнячок, а по комфорту похож на «Клебер» («японец» показался более тихим). + Лучшие тормоза на мокром при заблокированных колесах, очень хороши на любом покрытии при торможении на грани, управляемость – хорошая и стабильная на любом покрытии. - На грунтовку, как и на «Клебере», съезжать советуем лишь там, где нет крутых подъемов и влажности. Общая оценка: 903,3 балла. Настоятельно рекомендуется. |
|
+ Управляемость на сухом асфальте лучше, чем на мокром, где быстрый поворот руля чреват срывом колес. + Тормоза на сухом покрытии также ощутимо лучше, чем на влажном. + Одни из лучших в плане комфорта. + Очень прочные и не боятся дорожных ям и притираний к бордюрам. - Самые прожорливые и самые тяжелые. Общая оценка: 898,8 балла. Рекомендуется. |
||
Kleber Dynaxer HP 2 |
+ Управляемость без замечаний и предпочтений к покрытию – хороша и стабильна как на сухом, так и на мокром. + Тормоза эффективны только на грани юза. На сухом асфальте его грань чувствуется очень хорошо. + Высокие показатели экономичности. - На шершавом покрытии досаждает низкая способность шин сглаживать мелкие неровности. - На мокрой дороге покрышки срываются в юз довольно резко, вдобавок заметно проигрывают в тормозном пути ближайшим конкурентам. Общая оценка: 882,2 балла. Рекомендуется. |
|
+ На залитом водой асфальте «Калина» управляется лучше, нежели на влажном или сухом. + Комфорт вполне приличный, особенно плавность хода. + Эти шины не помогут установить рекорд в экономии топлива, но и не разорят повышенным расходом. + Тормоза на грани юза по сухому асфальту – самые лучшие, на мокром в этом же режиме тоже хороши. - Движение по грунтовке возможно только в сухую погоду. Общая оценка: 881,3 баллов. |
||
Amtel Planet 2P |
+ В топливной экономичности Амтел выиграл у всех конкуренток. - Оценка шумности – посредственно. - Управляемость на скромном уровне, скорость на «переставке» низкая, на любом покрытии автомобиль ведет себя «размазанно». - Надежно тормозить, как и на «Каме», удается лишь на сухом асфальте, и только юзом. На мокрой дороге дистанцию лучше держать побольше, поскольку рассчитывать тормозной путь приходится с запасом. - С асфальта съезжать можно только в сухую погоду. Общая оценка: 855 баллов. Рекомендуется. |
|
Kama Euro 224 |
+ Экономичность «Евро» – на среднем уровне. + К управляемости серьезных претензий нет. + По проходимости эти шины самые лучшие. Можно смело выезжать на грунтовку. - Уровень комфорта недостаточен – шина жесткая и шумная. - Тормоза хороши лишь на сухом асфальте, но только юзом. Экстренное торможение без блокировки дает весьма скромный результат. Общая оценка: 842,4 балла. Все еще рекомендуется. |
|
Rosava BC-49 |
+ Уровень комфорта заметно лучше, чем у «Таганки». - Тормоза эффективны лишь при блокировке колес. - Сэкономить топливо на этих шинах не удастся – расход великоват. - На сухом асфальте замедленная реакция на поворот руля, а на мокром его приходится поворачивать очень плавно, иначе рискуете потерять сцепление с дорогой. - Оценки управляемости самые низкие. Общая оценка: 804,5 балла. Условно рекомендуется. |
|
Taganca M-238 Leader |
+ Показала лишь неплохую топливную экономичность. - С комфортом ситуация противоречивая – плавность хода почти хорошая, зато шум самый сильный, как от зимних шипованных шин. - Управляемость терпима лишь на сухом асфальте, на мокром «Калина» неожиданно срывается в глубокий занос, с которым справится только хорошо подготовленный водитель. - Особенность этих шин – резкое падение сцепных свойств на мокром покрытии. - С асфальта стоит съезжать с оглядкой – «Лидер» может сорваться в пробуксовку даже на сухой грунтовке. Общая оценка: 800 баллов. Условно рекомендуется. |
Таблица оценок
Журнал "За рулем", март 2006г.
автор: Сергей МИШИН. Вместе с автором испытания проводили Антон АНАНЬЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.