Скоростные летние шины (апрель 2008г.)
Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - апрель 2008г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ, Иван ШАДРИЧЕВ, Андрей МОХОВ
Фото: Олег РАСТЕГАЕВ
Скоростные шины класса Ultra High Performance (UHP) — это своего рода элита, а потому и к их испытаниям у нас особый подход. Ведь речь идет о сравнении продуктов высочайшего качества, воплотивших передовые технологии ведущих фирм. Три года назад эксперты Авторевю летали на южноафриканский полигон Gerotek (В желтой жаркой Африке), а в сентябре прошлого года мы отправились на Контидром — один из лучших шинных полигонов Европы. Объект испытаний — пять моделей шин размерности 245/40 R18.
Со времени испытаний в ЮАР гамма шин UHP обновилась почти полностью: из «стареньких» остались лишь серебряные призеры того теста — шины Michelin Pilot Sport 2. А из новинок мы выбрали Pirelli P Zero, Goodyear Eagle F1 Asymmetric, Continental ContiSportContact 3 и Vredestein Ultrac Sessanta. Сразу раскроем карты: если обычно мы покупаем шины сами, то на этот раз все шины для нашего теста нам предоставили компании-производители. И дело отнюдь не в том, что мы хотели сэкономить. Мы по сей день вспоминаем как страшный сон общение с нашими бдительно-неподкупными таможенниками, когда мы год назад вывозили для испытаний шины из России. Еще раз этой пытки мы бы просто не перенесли. Поэтому и согласились с тем, что производители сами доставят шины на полигон.
А вот «агрегатоноситель» — 200-сильное купе Audi TT 2.0 TFSI — прибыл из России в Германию своим ходом. Причем автомобиль — переднеприводный: на нем удобнее испытывать шины на аквапланирование. Впрочем, по ходу тестов мы использовали и «местные» автомобили — Audi TT и A4.
Сбортировав и отбалансировав шины, мы измерили глубину рисунка протектора и размер защитного буртика на боковинах. Такие буртики сегодня имеют почти все низкопрофильные покрышки — они предохраняют колесный диск от контактов с бордюрными камнями. Самыми защищенными оказались колеса, «обутые» в шины Vredestein и Goodyear: буртик выступает над плоскостью обода на 4,9 мм и 5,5 мм соответственно. А вот буртик шин Continental выступает над плоскостью обода лишь на один миллиметр, отчего риск поцарапать дорогое колесо гораздо выше.
Измерили мы и твердость протектора, но эти цифры в зачет не пошли. Дело в том, что поверхностный слой абсолютно новых шин — как хлебная корочка — довольно жесткий. Поэтому перед испытаниями шины лучше обкатать — проехать десяток-другой километров. В нашем случае твердость резины после обкатки снизилась на 5—6 единиц и составила 62—64 единицы по Шору. Разброс по твердости минимальный. Может, не будет разности и в сцепных свойствах?
Начнем с мокрого асфальта. Устанавливаем зачетные шины на «специальный» Audi A4, оснащенный направляющей штангой на роликах. Эта штанга нужна для того, чтобы от заезда к заезду автомобиль тормозил строго по одной «колее».
Водитель разгоняет автомобиль до 85 км/ч и резко, «до АБС» жмет на педаль тормоза. Измерительная аппаратура фиксирует тормозной путь в диапазоне 80—20 км/ч и тут же вычисляет тормозной путь автомобиля со 100 км/ч до полной остановки. На каждом комплекте шин выполняется шесть замеров, результаты усредняются, а итог таков. Минимальный тормозной путь (73,6 м) на счету шин Continental, а максимальный (78,2 м) — за шинами Vredestein. Не много ли? Помнится, на Дмитровском автополигоне даже ВАЗ-2112 на отечественных шинах показывал лучшие результаты. Все становится ясно, если провести рукой по асфальту немецкого полигона — он более гладкий и скользкий. Немудрено: этот участок постоянно «полируют» две-три машины. А на Дмитровском полигоне шинные испытания проводятся от случая к случаю и на разных дорогах — порой с очень шероховатым покрытием.
Второй вид испытаний — на сопротивление аквапланированию на прямой и вновь на Audi A4 со спецподготовкой. Автомобиль въезжает в ванну, заполненную восьмимиллиметровым слоем воды, а водитель утапливает педаль газа в пол. Автомобиль, «привязанный» к монорельсу, разгоняется, пока ведущие колеса не потеряют контакт с дорогой. Аппаратура фиксирует скорость, при которой пробуксовка ведущих колес достигает 15%.
Самый сильный иммунитет к аквапланированию продемонстрировали шины Vredestein, они всплывают при 78,4 км/ч. А хуже других аквапланированию противостоят шины Goodyear — 71,5 км/ч. Любопытная деталь. Год назад, когда на этом же треке мы проводили испытания шин размерности 175/65 R14, лучшие в этом виде испытаний шины (между прочим, российские Cordiant Sport) показали скорость всплытия 91,3 км/ч! Прекрасная иллюстрация того, что широкие шины, будь они хоть в десять раз дороже, при проезде глубоких луж проигрывают узким покрышкам.
Следующий вид испытаний — оценка сопротивления аквапланированию в повороте. Здесь мы уже пересаживаемся на Audi TT. На круге диаметром 200 метров главное — держаться внутренней кромки, когда въезжаешь в ванну длиной 20 метров, заполненную пятимиллиметровым слоем воды. На малой скорости автомобиль почти не сносит — канавки протектора справляются с отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. С увеличением скорости автомобиль все больше уплывает наружу и в конце концов на скорости около 90 км/ч полностью теряет контакт с дорогой (благо в этом месте предусмотрена широкая зона безопасности). Лучший результат — на счету шин Continental: они позволили достичь в ванне с водой большего поперечного ускорения. Именно ускорение в данном случае и стало критерием оценки сопротивления аквапланированию.
Сцепные свойства на мокром асфальте в поперечном направлении мы оценивали по времени прохождения круга диаметром 55 метров. Здесь плотность результатов оказалась очень высокой: четыре комплекта шин, включая лидирующие шины Goodyear, уложились в интервал 0,2 секунды! И лишь покрышки Vredestein заметно отстали.
Замеры времени и ускорения — работа скорее техническая. А вот тесты на трассе управляемости — это уже творчество. Нужно и время хорошее показать, и оценить поведение автомобиля — как на пределе сцепных свойств, так и за этим пределом — поэтому заезды выполняются с отключенной системой стабилизации. Лучше других на этой трассе показали себя шины Goodyear. И время неплохое, и поведение автомобиля оказалось более надежным и предсказуемым (каждому комплекту эксперт выставляет оценку за удобство управления автомобилем). А на шинах Vredestein и Pirelli ездить по мокрому асфальту сложнее: первые разочаровывают своими «поперечными» сцепными свойствами, а вторые хоть и держатся лучше до какого-то предела, но затем слишком резко срываются в скольжение. Да, на шинах Pirelli системой стабилизации лучше не пренебрегать, по крайней мере в дождь. Даже опытному эксперту не удалось избежать ошибок: пару раз приходилось крутить руль до упора, чтобы сбить глубокий занос и остаться на ставшей вдруг узкой асфальтовой полосе.
Сухая извилистая трасса. На некоторых участках скорость достигает 150 км/ч, так что ошибки чреваты очень серьезными последствиями. Меньше всего к таким ошибкам расположен автомобиль на шинах Michelin — водителя не покидает прекрасное чувство машины! Он точно определяет точки начала торможения и проводит Audi по идеальной траектории. На шинах Pirelli удается показать чуть лучшее время круга, но дается это непросто. Автомобиль активнее реагирует на руль, но требует высокой точности в управлении. А на шинах Goodyear и Vredestein Audi теряет и в скорости, и в удобстве управления.
Следующий вид испытаний требовал точного соблюдения теплового режима. Выполняя на сухом покрытии замеры тормозного пути со скорости 100 км/ч, наш эксперт после каждого заезда отправлялся на скоростной трек охлаждать тормоза. Затем — торможение, стрекот АБС и через 36—37 метров машина стоит как вкопанная. А если точнее, то через 36,4 метра на шинах Vredestein и через 37,3 метра — на шинах Goodyear. Между лучшим и худшим результатом в этом тесте меньше метра — конкуренты очень сильны!
А как разные шины влияют на комфорт? Проведя замеры внешнего шума на скорости 50 км/ч и 80 км/ч, мы выяснили, что самые тихие шины в нашей пятерке — Vredestein. А самые громкие — Pirelli. Оценивая вторую составляющую комфорта — плавность хода — мы, оказавшись на «разбитой» дороге с грубыми стыками и надолбами, почувствовали себя как дома. Конечно, при столь низком профиле все шины передают удары довольно жестко, а различия заметны на более мелких неровностях. Их достаточно мягко проходят шины Michelin, Goodyear и Continental. Шины Vredestein в этом плане похуже, а Pirelli еще жестче. Но если комфорт — в числе главных приоритетов, то лучше выбрать колеса меньшего диаметра и, соответственно, с шинами более высокого профиля.
И, наконец, сопротивление качению — то, что определяет влияние шин на экономичность. Шины были отправлены в лабораторию, где прошли испытания на стенде с беговым барабаном. Там выяснилось, что легче всего катятся шины Michelin. Немудрено: французкие шинники тратят огромные средства на исследовательские работы в этой области. А вот компания Vredestein, похоже, такой роскоши себе позволить не может — эти шины катятся тяжелее других.
Как всегда, мы перевели результаты испытаний в баллы (по десятибалльной шкале) — и просуммировали их с учетом весомости каждого результата. Причем на этот раз приоритеты были изменены с учетом спортивной специфики шин: на итоговую оценку большее влияние оказывала управляемость, выше и весомость результатов «сухих» тестов. А вот комфорт и сопротивление качению отошли на второй план.
В итоге больше всего баллов набрали шины Continental ContiSportContact 3. Очень удачный баланс: шины хорошо работают и на сухом, и на мокром асфальте. Всего на 0,2 балла отстали покрышки Michelin Pilot Sport 2 — они не лучшим образом проявили себя на мокром асфальте, зато на сухом покрытии лучшего и не пожелаешь. Шины Pirelli P Zero больше других соответствуют имиджу спортивных шин — со всеми их преимуществами и недостатками. Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric, хоть и набрали такое же количество баллов, что и покрышки Pirelli, совсем другие — мягкие, неплохо работающие на мокром асфальте, но сдающие свои позиции на сухом покрытии. А «дизайнерские» шины Vredestein Ultrac Sessanta хоть и заняли последнее место, но это тот случай, когда можно без иронии сказать, что они вошли в пятерку сильнейших: отрыв от лидеров теста — менее балла.
— Это закономерно, — комментируют результаты наших испытаний немецкие коллеги. — Жаль, что в вашем тесте не было более дешевых корейских или японских шин. Вот тогда разница была бы заметной. А здесь — серьезные шины серьезных производителей…
Что же, в следующий раз постараемся охватить более широкий спектр высокоскоростных шин. Может, в их числе появятся, наконец, и российские — ведь уже сегодня компания Amtel выпускает на Кировском заводе шины Amtel Planet FT-705 размерности 225/45 R17 с индексом скорости W (270 км/ч). Еще чуть-чуть — будут и шины 245/40 R18.
+ Хорошие сцепные свойства на мокром асфальте. Мягкая, «пропитанная» силикой резина прекрасно цепляется за влажную поверхность, обеспечивая минимальный тормозной путь. + Шины Continental уверенно противостоят аквапланированию — в повороте именно они обеспечивают максимальное боковое ускорение в ванне, заполненной пятимиллиметровым слоем воды. - На сухом асфальте шины Continental не столь успешны: в секторе торможения — четвертый результат, на трассе управляемости — третий. Реакции автомобиля на управление не всегда точны. Общая оценка: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ На внешней части протектора смесь более жесткая, что позволяет шинам лучше воспринимать нагрузки в напряженных поворотах. + Внутренняя часть протектора мягче, в составе резины больше силики, которая призвана повышать сцепные свойства на мокрой дороге. + На практике «глубоко» асимметричный протектор обеспечивает хорошие сцепные свойства с мокрым асфальтом в поперечном направлении. + На сухом асфальте шины Michelin великолепны: на кольцевой трассе Audi TT демонстрирует идеальный баланс работы передней и задней осей. Реакции на управление рулем и тягой мягкие и точные. - В торможении со 100 км/ч отставание от лидера — почти четыре метра. - В секторе аквапланирования шины Michelin не блещут — сказывается малая площадь поперечных и диагональных канавок. Общая оценка: 8,8 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ В поворотах специальная арамидная вставка во внутренней боковине оптимизирует пятно контакта шины с дорогой. Это своего рода упор, который препятствует деформации шины. + Водитель может хорошо чувствовать грань начала скольжений на мокрой дорроге, а если понадобится, то легко выведет машину из незначительного заноса. Реакции на управление мягкие, но в то же время точные. + R плавности хода претензий нет — мелкие неровности асфальта эти шины словно разглаживают. - Низкое сопротивление аквапланированию. - Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте. Здесь шины Goodyear тоже работают не лучшим образом: тормозной путь великоват, на трассе управляемости преобладает снос передней оси. Общая оценка: 8,6 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ На сухом асфальте спортивный характер поведения сохраняется, но сложностей в управлении меньше. Автомобиль хорошо стоит на траектории, а в поворотах шины Pirelli обеспечивают очень высокий уровень боковых ускорений. + На трассе мокрой управляемости итальянские шины узнать легко: автомобиль быстро реагирует на действия рулем, но нужно соблюдать осторожность. + На мокром асфальте шины Pirelli выглядят достойно, налицо и прогресс в борьбе с аквапланированием: на прямолинейном участке шины Pirelli уступили лишь покрышкам Vredestein. - Расплата за спортивный характер поведения автомобиля — шум и жесткая работа на мелких неровностях. - Недостаточная надежность управления автомобилем на мокром асфальте, склонность к заносам при маневрировании. Общая оценка: 8,6 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
Vredestein Ultrac Sessanta |
+ Множество диагональных канавок эффективно противостоит аквапланированию — особенно на прямой, где шины Vredestein оказались лучшими. + Минимальный тормозной путь в испытаниях на сухой дороге. + Самые красивые шины: недаром рисунок протектора разработан в знаменитом ателье Giugiaro Design! - На влажном асфальте, где решающее значение имеет состав резиновой смеси, покрышки Vredestein заметно отстают от других участников теста и по тормозному пути, и по времени прохождения круга. - На трассе управляемости на этих шинах стало очень скользко — Audi TT плохо разгоняется, плохо тормозит и рано начинает «плыть» в поворотах. - Худшее время на сухой трассе управляемости: в поворотах автомобиль рано начинает скользить — шины Vredestein наделяют его ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью. - Высокое сопротивление качению. Общая оценка: 8,1 балла. Рекомендуется. |
* Глубина воды в ванне - 8 мм.
** Величина боковых ускорений в ванне глубиной 5 мм в диапазоне скоростей от 60 до 90 км\ч
* По десятибалльной шкале. Большему значению соответствует лучший результат.
* По десятибалльной шкале. Большему значению соответствует лучший результат.
Результаты испытаний
Виды испытаний | Влияние на общую оценку | Шины | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Continental | Goodyear | Michelin | Pirelli | Vredestein | ||
Мокрый асфальт | 45% | |||||
Торможение с АБС | 15% | 10 | 9 | 7 | 9 | 7 |
Устойчивость к аквапланированию на прямой | 10% | 8 | 6 | 7 | 8 | 10 |
Устойчивость к аквапланированию в повороте | 5% | 10 | 8 | 9 | 8 | 10 |
Поперечные сцепные свойства | 5% | 9 | 10 | 9 | 9 | 7 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 10% | 9 | 10 | 9 | 9 | 7 |
Сухой асфальт | 20% | |||||
Торможение с АБС | 10% | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 10% | 9 | 9 | 10 | 10 | 8 |
Надежность управления автомобилем | 20% | |||||
На мокром асфальте | 10% | 9 | 10 | 8 | 7 | 8 |
На сухом асфальте | 10% | 8 | 7 | 10 | 9 | 7 |
Комфорт | 15% | |||||
Шум | 5% | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 |
Плавность хода | 5% | 9 | 9 | 9 | 7 | 8 |
Сопротивление качению | 5% | 9 | 9 | 10 | 8 | 5 |
Общая оценка | 100% | 9,0 | 8,6 | 8,8 | 8,6 | 8,1 |