Круги на воде. Тест летних шин. Размерность - 205/55 R16, авто - Alfa Romeo 147. (апрель 2005г.)
Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - апрель 2005г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ
Очередной сравнительный тест летних шин был проведен во французском городке Клермон-Ферран, на полигоне компании Michelin. В испытаниях приняли участие десять моделей шин ведущих производителей. Размерность шин - 205/55 R16, а автомобилями-агрегатоносителями стали Alfa Romeo 147.
Почему на этот раз мы взялись испытывать не 15-, а 16-дюймовые шины? Да потому, что увеличение посадочного диаметра и уменьшение профиля шин стали тенденцией. И если еще двадцать лет назад Volkswagen Golf ездил на 13-дюймовых колесах, то нынче Renault Logan, один из самых доступных автомобилей Европы, уже козыряет 15-дюймовыми шинами…
Чем это объяснить? Прежде всего, тем, что, увеличивая посадочный диаметр колеса, конструкторы получают возможность оснастить машину более мощными тормозами — с дисками или барабанами большего диаметра. Кроме того, низкопрофильные шины, как правило, оказывают благоприятное влияние на управляемость. С другой стороны, ухудшается плавность хода, возрастает риск «пробоев» и повреждения дисков. Это, конечно, проблема, но с каждым годом она все менее актуальна: совершенствуются подвески, совершенствуются шины, да и дороги — даже в России! — становятся лучше. И потом, большие колеса с низкопрофильными шинами — это ведь красиво! Посмотрите на дизайнерские «скетчи» — наброски будущих машин: такое впечатление, будто дизайнеры спят и видят, что между колесным диском и асфальтом останется лишь тонюсенькая резиновая прокладочка. Но есть и другое обстоятельство, не лежащее на поверхности. В производстве «больших» шин очень заинтересованы сами шинники: затраты на производство, скажем, 13-дюймовых и 16-дюймовых шин отличаются не сильно, а вот розничные цены — весьма существенно!
Кстати, в рамках этого теста мы провели один любопытный эксперимент, призванный ответить на вопрос: стоит ли доплачивать за «большие» шины?
А пока спешим ответить на другой вопрос, который наверняка возник у наших читателей. С какой стати для независимых сравнительных испытаний был выбран «фирменный» полигон Michelin? Пусть это вас не смущает. Дело в том, что собственно испытания проводятся нашими давними партнерами — экспертами заполярного финского полигона Test World. Но если с «зимними» покрытиями в Лапландии все в порядке (по крайней мере, с декабря по апрель), то с «летними» трассами — уже проблемы: этих трасс просто нет. С окончанием зимнего сезона полигон вымирает, а роскошные ледовые и снежные трассы превращаются в красивые, но совершенно непригодные для испытаний шин озера. Поэтому испытатели и арендуют «профильные» полигоны. И даже если бы в тесте победили шины Michelin, а в аналогичном прошлогоднем тесте — шины Nokian (тот тест проводился на полигоне Nokian), то это было бы не более чем случайное совпадение: значит, эти шины действительно показали себя лучше всех. Но этого, кстати, не произошло…
В этом году в нашем тесте дебютировало несколько новейших моделей: это Continental ContiPremiumContact 2, Michelin Pilot Exalto, Goodyear Exellence. Остальные шины выпускаются уже не первый год, причем некоторые из них уже становились объектами наших испытаний: Bridgestone Turanza ER300, Nokian NRVi, Pirelli P7, Uniroyal Rallye 550, Vredestein Sportrac 2, Marangoni Vanto и Yokohama AVS dB V550.
Часть этих моделей идет на так называемую первичную комплектацию автомобилей (то есть шины устанавливают на конвейере), а часть — на вторичный рынок, иначе говоря — на рынок запчастей. Но делать на основании этого вывод, что одни шины лучше других, ни в коем случае нельзя! Дело в том, что основным критерием, по которому автопроизводители выбирают шины для первичной комплектации, является цена. Естественно, это не означает, что во имя снижения себестоимости автомобилей автозаводы готовы оснащать свои машины некачественными или «второсортными» шинами, нет: перед тем, как принять решение о комплектации машин теми или иными шинами, специалисты автозаводов проводят очень серьезные испытания. Но, при прочих равных или почти равных условиях, в тендере победит тот производитель шин, который предложит самые выгодные условия поставок. Как это ни парадоксально, нередко «шинники», снабжая автозаводы, работают себе в убыток. Но если копнуть глубже…
Начнем с того, сам по себе новый автомобиль, обутый в те или иные шины, уже неплохой «рекламоноситель» для шинного «бренда». Во-вторых, при выходе из строя одной из четырех или пяти новых шин, владелец новой машины придет к дилеру — и купит «точно такое же колесо». Естественно, заплатив за него уже втридорога (по сравнению с той ценой, что за те же шины платит автозавод). В-третьих, когда придет пора заменить весь комплект шин, велика вероятность того, что автовладелец (особенно из числа тех, кто не читает автомобильную периодику) произнесет ту же фразу: мол, поставьте мне такие же. И «на круг» дело окажется не таким уж убыточным. Долгосрочный маркетинг…
Но далеко не все производители шин рвутся к автосборочному конвейеру. Недавно мы разговаривали с менеджерами финской фирмы Nokian и выяснили, что «первичная комплектация» автомобилей их не интересует вообще. Ведь при относительно небольших объемах производства (Nokian в год выпускает 6 млн шин, а, например, Michelin — 194 млн) подобный «демпинг» — занятие слишком накладное и рискованное. Кроме того, небольшая компания попадает в серьезную зависимость от ритмичности работы автопроизводителя: случись остановка конвейера (а нынче это происходит сплошь и рядом) — и для мелкой шинной фирмы это обернется катастрофой.
Поэтому повторим еще раз: судить о качестве шин лишь по тому, обувают ли в них новые автомобили или нет, нельзя.
А как разобраться? Собственно, для ответа на этот вопрос мы и проводим наши тесты. И потому — вновь посвятим вас в методику испытаний. Тем более что в нее были внесены кое-какие изменения. Например, на этот раз мы отказались от оценки сопротивления качению, а сэкономленные время и деньги направили на оценку устойчивости автомобиля на дороге с продольными колеями.
Но главные приоритеты не изменились: это «мокрые дела», ведь мокрый асфальт — самый коварный. Одни шины позволят избежать аварии, другие облегчат ее последствия, ну а третьи...
Как правило, в опасной ситуации водитель бьет по тормозам. В большинстве случаев это правильно, особенно если автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (АБС). Эту ситуацию и моделировали эксперты. Испытатель разгоняется до 83 км/ч — и на залитом водой отрезке асфальта бьет по педали тормоза. А измерительный комплекс V-Box фиксирует дистанцию, на которой скорость машины падает с 80 до 5 км/ч. Почему не до нуля? А потому, что АБС на многих автомобилях перед самой остановкой либо перестает работать вообще, либо работает нестабильно. То есть, мы ограничили нижний предел скорости на уровне 5 км/ч для получения наиболее достоверных результатов. С этой же целью с каждыми шинами проводилось не менее 12 заездов — чтобы «набрать статистику».
Обработка результатов показала, что максимальное замедление на мокрой дороге обеспечивают шины ContiPremiumContact 2, а вот шины Yokohama AVS dB V550 с этой задачей справились хуже других.
Теперь оцениваем поперечные сцепные свойства на мокром покрытии. Автомобиль движется по кругу, раз за разом наращивая скорость. И так — до тех пор, пока машина не начнет соскальзывать наружу. Чем меньше время прохождения круга — тем лучше. А лучшими оказались сразу пять моделей шин! Это радует, равно как и то, что аусайдер в этих заездах — лишь один: шины Yokohama AVS dB V550.
Добавим воды. Для исследования устойчивости к аквапланированию на полигоне построены специальные ванны, в которых удерживается слой воды постоянной глубины — 10 мм, причем эти ванны есть как на прямом участке, так и в повороте. От заезда к заезду испытатель наращивает скорость, и так — вплоть до того момента, когда шины теряют контакт с дорогой; это явление, собственно, и принято называть аквапланированием.
В этом виде испытаний, причем как на прямой, так и в повороте, победили шины Uniroyal Rallye 550. Значит, не зря эти шины называют «шинами дождя». Остается добавить — сильного дождя. Неплохо противостоят аквапланированию и шины Michelin. А вот протекторы шин Marangoni и Goodyear продемонстрировали умеренные дренажные возможности — на этих шинах автомобиль раньше всплывает на прямой. А хуже других противостоят аквапланированию в повороте японские шины Yokohama.
Оценкой управляемости эксперты занимались на новой извилистой трассе, которая появилась на полигоне год назад. Благодаря системе так называемых заглубленных форсунок поверхность трассы покрывается ровным слоем воды, но при этом — никаких фонтанов! Не нужно даже «дворники» включать! То есть ничто не отвлекает экспертов от их главной задачи — субъективной оценки поведения автомобиля на разных шинах (а за объективной оценкой — временем прохождения трассы — следит специальная аппаратура).
Лучшее время удалось показать на шинах Continental, причем они же получили высший балл за удобство и надежность управления. Ту же оценку эксперты поставили и шинам Nokian, хотя время прохождения трассы гораздо хуже. Это говорит о том, что управление автомобилем на мокрой дороге остается надежным, понятным и предсказуемым, хотя и при меньшей скорости. А вот на японских шинах Yokohama получается и медленно, и сложно.
Кстати, чтобы исключить «психологическую» компоненту в экспертных оценках (а вдруг испытатели с особой любовью относятся к «родным» финским шинам?), испытателям не сообщается, какие именно шины установлены на автомобиль. Им лишь говорят, что сейчас установлены шины «номер один» (два, три и т.д.).
«Сухие» испытания на этот раз свелись к выполнению маневра «переставка», имитирующего объезд внезапно возникшего препятствия. И — редкий случай! — оказалось, что те шины, которые больше всего понравились экспертам на мокром асфальте, оказались лучшими и на сухом покрытии. Это Continental и Nokian. Необычно и то, что на сей раз не было явных аутсайдеров.
Уровень комфорта оценивался по двум составляющим: шумности и плавности хода. Что касается акустического комфорта, то здесь все проходило по традиционной схеме: эксперты поездили по разным дорогам полигона — и выставили субъективные оценки. Самыми тихими оказались шины Yokohama, самыми громкими — шины Continental и Vredestein.
А вот оценка плавности хода проводилась на уникальном треке, который был специально разработан и построен для оценки виброкомфорта. Он включает в себя участки с самыми разными покрытиями, с уступами и выбоинами различной глубины и формы, есть даже колея с чугунными люками систем подземных коммуникаций.
Самыми «мягкими» были признаны шины Bridgestone, а самыми «жесткими» — Uniroyal.
Последнее упражнение — это оценка устойчивости движения на высоких скоростях. Шины Bridgestone, Nokian и Vredestein неровностей почти не замечают: автомобиль не рыскает из стороны в сторону, не вынуждает водителя напрягаться и делать подруливающие движения рулем. А вот шины Pirelli или Yokohama слишком остро реагируют на продольные неровности.
После того, как все результаты были пересчитаны в баллы и просуммированы с учетом весомости того или иного показателя, оказалось, что победу в нашем тесте одержали шины ContiPremiumContact 2. Этот результат не стал сюрпризом: ведь в прошлом году в аналогичном тесте тоже победили шины ContiPremiumContact, но то были шины еще первого поколения.
Как и в прошлом году, прекрасно выступили шины Nokian NRVi — второе место с минимальным отрывом от лидера. Неплохо проявили себя шины Michelin Pilot Exalto и Uniroyal Rallye 550 — рекомендуем.
Какой размер?
Почти все модели современных автомобилей допускают применение колес различного диаметра, причем большие низкопрофильные шины — это, как правило, привилегия более дорогих версий. Но стоит ли самому менять «родные» шины на более широкие и низкопрофильные? А может, наоборот — отдать предпочтение узким шинам с меньшим посадочным диаметром, но с более высоким профилем? Чтобы ответить на эти вопросы, в рамках нашего теста мы провели дополнительные испытания трех комплектов шин Bridgestone Turanza ER300. Модель одна и та же, а размеры — разные: 185/65 R15, 205/55 R16 и 215/45 R17.
Bridgestone Turanza ER300 185/65 R15 H
Общая оценка: 8,3
Узкие шины лучше справляются с аквапланированием — и на прямой, и в повороте они словно разрезают слой воды.
При торможении разница с более широкими шинами невелика. А вот в повороте узкие шины работают хуже, и на извилистой трассе приходится чаще поднимать ногу с педали газа. Но при этом характер управляемости автомобиля на узких шинах спокойнее, чем на более широких. В итоге, по нашей системе оценок узкие шины оказались предпочтительнее всего — в основном, благодаря высокой устойчивости к аквапланированию.
Bridgestone Turanza ER300 205/55 R16 V
Общая оценка: 8,2
Шины с посадочным диаметром 16 дюймов оказались самым предпочтительным вариантом с точки зрения шума и плавности хода — по этим показателям они выигрывают и у 15-, и у 17-дюймовых шин. Эта размерность оптимальна и с точки зрения стабильности движения — автомобиль на 16-дюймовых шинах меньше всего реагирует на продольные колеи. И тормозит автомобиль на мокром асфальте лучше всего. А вот в управляемости выигрыш минимален: сцепные свойства лучше, но управлять автомобилем сложнее. Это на мокром асфальте. А на сухом покрытии эти шины выигрывают за счет более точных реакций автомобиля на управление.
Шины размерности 205/55 R16 — хороший компромисс между комфортом и сцепными свойствами.
Bridgestone Turanza ER300 215/45 R17 Z
Общая оценка: 7,4
Широкие низкопрофильные шины заметно выигрывают на сухом асфальте. Реакции автомобиля становятся более точными, что подстегивает к активной езде. На мокром асфальте поперечные сцепные свойства так же лучше. А вот при торможении 17-дюймовые шины Bridgestone немного проигрывают 16-дюймовым. Что касается комфорта, то мы опасались, что будет хуже: широкие шины хоть и проигрывают узким, но немного.
Основной же недостаток 17-дюймовых шин — низкое сопротивление аквапланированию. Этим объясняется и низкая итоговая оценка.
Конечно, не исключено, что на другом автомобиле с другими моделями шин результаты сравнения узких и широких шин могут быть иными. Но общие закономерности, скорее всего, останутся теми же. Хочешь спортивной управляемости, более острых ощущений и перегрузок в поворотах — выбирай широкие низкопрофильные шины. Боишься аквапланирования — езди на более узких. Ну а «средний» размер — это оптимальный компромисс, в том числе и для ценителей комфорта.
+ На мокром асфальте эти шины обеспечивают минимальный тормозной путь — от ближайшего конкурента их отделяет более метра! + На трассе «мокрой» управляемости шины Continental помогли экспертам показать лучшее время. Автомобиль был предельно понятен и предсказуем — даже в случае ошибок экспертам без труда удавалось сохранять контроль над машиной. + На сухом асфальте, при выполнении маневра «переставка», шины Continental тоже показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро и точно реагирует на повороты руля. - Сопротивление аквапланированию для этих шин — уже проблемная зона. Во всяком случае, на фоне остальных характеристик. - Такие же средние результаты — в тестах на стабильность движения и плавность хода. - Больше всего экспертам не понравился шум, который издают шины Continental при качении. Помнится, шины предыдущего поколения были тише. Общая оценка: 9,2 балла. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Приятное впечатление на экспертов произвела управляемость автомобиля. По субъективным оценкам, шины Nokian ничем не хуже лидеров теста — шин Continental. + Та же четкость реаций на сухом и на мокром асфальте. Такая же прогнозируемость поведения автомобиля как в крутых, так и в пологих скоростных поворотах. + На мокром асфальте автомобиль демонстрирует прекрасный баланс между сносом передней оси и заносом задней — близкая к нейтральной поворачиваемость позволяет проходить виражи по оптимальной траектории. + По части устойчивости прямолинейного движения шины Nokian — в числе лучших. Для тех, кто часто ездит на дальние расстояния по нашим не шибко ровным дорогам, — хороший аргумент в пользу этих шин. - Ограниченные сцепные свойства не позволили показать лучшее время круга. - По тормозным свойствам шины Nokian заметно отстали от лидеров — на их счету лишь пятый результат. - Аквапланированию эти шины тоже противостоят не лучшим образом — от асимметричного протектора с веером крупных канавок ожидали большего. Общая оценка: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется. |
||
+ Шины Michelin, как обычно, демонстрируют прекрасный баланс качеств: уровень оценок во всех дисциплинах очень стабильный, причем стабильно высокий. + Покрышки Pilot Exalto второго поколения демонстрируют хорошие сцепные свойства на мокром асфальте и высокое сопротивление аквапланированию как на прямой, так и в повороте. + Казалось бы, рисунок протектора совсем не «дождевой», но широкие продольные канавки обеспечивают эффективный отвод больших объемов воды из пятна контакта. + На трассе «мокрой» управляемости шины Michelin обеспечивают четкие реакции на управляющие действия даже после начала скольжений. - Водитель хорошо чувствует автомобиль, но улучшить время на круге не может по причине легких запаздываний. - На сухом асфальте в штатных режимах реакции автомобиля хороши, но в экстремальной ситуации шины Michelin работают медленнее, чем хотелось бы. Общая оценка: 8,8 баллов. Рекомендуется. |
||
Uniroyal Rallye 550 |
+ Шины Uniroyal в рекламных проспектах называют «шинами дождя». Похоже, не зря: в наших испытаниях шины Uniroyal лучше других противостояли аквапланированию. + Неплохо они справляются и с торможением на мокром асфальте — второй результат в тесте. - Комфорт — не самая сильная сторона шин Uniroyal. «Поют» они пусть и негромко, но постоянно, во всем диапазоне скоростей. А на неровной дороге довольно подробно пересчитывают все неровности. - А вот с управляемостью не все в порядке. Грань начала скольжений очень тонка — автомобиль слишком резко срывается в занос и ошибок в управлении не прощает. - На сухом асфальте — похожая картина: на быстрые движения рулем автомобиль реагирует слишком нервно — колеса резко срываются в скольжения и так же резко восстанавливают надежное сцепление. Общая оценка: 8,7 баллов. Рекомендуется. |
|
+ Шины Pirelli, независимо от класса и типоразмера, обычно выделяются из общей массы своими спортивными повадками — в первую очередь, острыми реакциями. + На извилистой трассе «обычная» Alfa Romeo 147 словно превращается в версию GTA. Автомобиль чутко реагирует на управление, требуя более аккуратной работы рулем и газом. + На сухом асфальте управляемость достаточно «гладкая». Даже при резкой смене полосы движения водитель без труда сохраняет контроль над машиной, легко стабилизируя ее после маневра. Небольшие скольжения — не помеха. - В тестах на аквапланирование Pirelli продемонстрировали средние результаты. - Та же картина — с комфортом: шины в меру шумные, в меру жесткие. - С устойчивостью при движении на высоких скоростях есть проблемы. Автомобиль слишком чутко реагирует на продольные колеи — они сбивают его с курса. Общая оценка: 8,4 балла. Рекомендуется. |
||
Vredestein Sportrac 2 |
+ Шины Vredestein обеспечивают автомобилю отличную устойчивость на высоких скоростях, даже если на дороге есть колеи. + Сцепные свойства в поперечном направлении довольно высокие — и на кругу, и на извилистой трассе шины Vredestein в лидерах, а эксперты отмечают, что автомобиль реагирует на управление точно и быстро. - Протектор не лучшим образом противостоит аквапланированию. - При торможении на мокром асфальте шины Vredestein проигрывают лидерам более трех метров. - На сухом асфальте шины Vredestein недостаточно хороши. Отклики на быстрые повороты руля слишком резкие, удержать автомобиль на оптимальной траектории становится непросто. - Крупные блоки протектора, похоже, стали причиной высокой шумности шин и плохим демпфером дорожных неровностей. Общая оценка: 8,4 балла. Рекомендуется. |
|
Bridgestone Turanza ER300 |
+ Поперечные сцепные свойства поначалу произвели лучшее впечатление — испытания на «мокром» круге поставили эти шины в число лучших. + В штатных режимах движения шины Bridgestone имеют неоспоримые преимущества. Покрышки тихие, хорошо сглаживают вибрации и неровности, отлично держат заданный курс. - При выполнении маневра «переставка» на сухом асфальте резкие срывы в скольжение задних колес постоянно держат водителя в напряжении. - На мокром асфальте шины Bridgestone заметно увеличивают тормозной путь автомобиля: в заданном диапазоне скоростей — на четыре метра, если сравнивать с лидером в этом виде испытаний! - На трассе управляемости эти шины выглядели бледно. Автомобиль слишком вяло реагирует на управление — чтобы попасть в поворот, все надо делать заранее. Общая оценка: 8,2 балла. Рекомендуется. |
|
+ По части комфорта шины Goodyear нареканий не вызывают, все в порядке и со стабильностью движения автомобиля. + Отмечены неплохие поперечные сцепные свойства на влажном асфальте. - На мокром асфальте шины Goodyear Excellence продемонстрировали очень скромные сцепные свойства в продольном направлении. - По тормозному пути — второй результат с конца. - Разочаровало и сопротивление аквапланированию. Странно, ведь в предыдущих тестах шины Goodyear (модели Aquatred, Eagle Ventura, Eagle F1) неизменно были лучшими в этом виде испытаний. - На сухом асфальте реакции на управление не блещут точностью, а задние колеса порой резко срываются в скольжения. Впрочем, это не вызывало особых проблем при выполнении маневра «переставка». Общая оценка: 8,0 баллов. Рекомендуется. |
||
Marangoni Vanto |
+ В отдельных видах испытаний шины выглядят неплохо: обеспечивают хорошее замедление на мокром асфальте и положительно влияют на плавность хода. + К шуму и стабильности движения особых претензий нет — средний уровень. - С аквапланированием ситуация хуже — и в повороте, и на прямой эти шины всплывают очень рано. Возможно, виной тому слишком мелкий рисунок протектора — глубина канавок здесь не превышает семи миллиметров. - На трассе «мокрой» управляемости шины Marangoni тоже выступили посредственно. Медленные реакции на управление и резкие срывы в скольжения помешали экспертам показать хорошее время круга. - На сухом асфальте автомобиль так же медленно реагирует на повороты руля. В экстремальных ситуациях управлять автомобилем на шинах Marangoni крайне сложно. Общая оценка: 7,9 баллов. Все еще рекомендуется. |
|
Yokohama AVS dB V550 |
+ Шины Yokohama AVS dB V550 шумят гораздо меньше конкурентов. + Понравилась экспертам и плавность хода. - Результаты других испытаний говорят о том, что выдающиеся показатели комфорта были получены за счет ухудшения еще более важных качеств. - Больше всего насторожили сцепные свойства на мокром асфальте. При торможении шины Yokohama проиграли лидеру аж восемь метров! Да и на кругу у них худший результат. - На трассе «мокрой» управляемости эксперты намучились больше всего: одно неосторожное нажатие на газ или поворот руля на больший угол — и автомобиль уходит с траектории. - Еще одна проблема: при движении по дороге с продольными неровностями все время приходится подруливать, автомобиль слишком подробно отслеживает профиль дороги, постояно уплывая то влево, то вправо. Общая оценка: 6,9 баллов. Условно рекомендуется. |
Экспертные оценки
* По десятибалльной шкале, большему значению соответствует лучший результат