Приемы безопасного торможения на льду
Обледеневшие дороги – это самые опасные покрытия, на которых зимой происходит основная доля ДТП. Чаще всего аварии на льду происходят из-за неправильного торможения, несоблюдения дистанции и скоростного режима. На таких дорогах тормозной путь автомобиля становится в 3-5 раз длиннее, чем на влажном или сухом асфальте. При этом наличие шипованной резины или системы ABS вовсе не гарантирует, что водитель сможет эффективно тормозить даже при сравнительно небольшой скорости движения автомобиля. Чтобы обезопасить себя и снизить риск аварийных ситуаций, необходимо изучить основные приемы торможения на льду и научиться правильно пользоваться вспомогательными системами.
Как тормозить на автомобиле без ABS
Если машина не оборудована антиблокировочной системой, водителю необходимо самому имитировать работу ABS при торможении. Суть заключается в том, чтобы тормозить автомобиль быстрыми цикличными нажатиями на педаль – по 4-5 раз в секунду. Чем чаще водитель будет нажимать на тормоз, тем лучше будет эффект от торможения, и тем меньше времени колеса автомобиля будут находиться в заблокированном состоянии.
Разумеется, если применять такой способ на каждом светофоре через 200-300 метров, у водителя автомобиля быстро устанет правая нога. Чтобы снизить усталость, при торможении следует отрывать пятку от пола. В таком случае усилие будет сосредоточено не только на икрах, но и на других мышцах ног.
Торможение с системой ABS
Некоторые владельцы автомобилей ошибочно считают, что антиблокировочная система сокращает тормозной путь и позволяет лучше тормозить на льду и укатанном снегу. В действительности ABS используется только для сохранения курсовой устойчивости автомобиля и защиты от заносов, возникающих при частичной блокировке колес в процессе торможения. Тормозная дистанция в некоторых случаях может быть даже больше, чем в автомобиле без ABS.
Правила безопасного торможения в этом случае предельно просты – необходимо выжать педаль в пол, а дальше антиблокировочная система сделает все за водителя. При малейшей блокировке колес блок ABS будет уменьшать давление в соответствующей ветви тормозной магистрали, позволяя колесам снова вращаться. Таким образом происходит цикличное торможение, автомобиль не подвергается заносу, и быстрее сбавляет скорость. При этом важно, чтобы машина двигалась прямо, а руль был в нулевом положении. На льду нельзя одновременно тормозить и выполнять маневры рулем. В этом случае даже ABS не сможет защитить от бокового заноса при неправильном торможении.
Чтобы антиблокировка тормозов в автомобиле корректно работала, нужно тщательно следить за ее состоянием. В частности, необходимо вовремя менять датчики ABS. Как правило, об их поломках сигнализируют соответствующие индикаторы на приборной панели автомобиля. Если хотя бы один из датчиков неисправен, от ABS не будет совершенно никакой пользы при торможении на льду.
Как тормозить двигателем
Торможение на включенной передаче является наиболее безопасным методом, при котором вероятность заноса автомобиля или блокировки колес становится минимальной. Но тормозной эффект будет ниже, чем при правильном использовании рабочей тормозной системы. Поэтому такой метод следует применять на относительно свободных участках дорог, где мало автомобилей, и есть достаточно свободной дистанции для эффективного торможения. Например, его можно использовать при заблаговременном торможении перед светофорами, а также на затяжных спусках, где дороги покрыты льдом или снегом.
Суть заключается в том, что при включенной передаче и отпущенной педали акселератора кинетическая энергия автомобиля частично расходуется на вращение двигателя. Подача топлива при этом полностью перекрывается, если обороты будут не ниже 1200-1400 rpm.
Чтобы правильно тормозить двигателем на льду, следует грамотно выбирать передачу, исходя из скорости движения автомобиля. Если перед началом торможения вы двигались на 4-й передаче, то замедление нужно начинать с нее же – достаточно просто отпустить педаль газа. Затем, когда обороты снизятся примерно до 1500-2000 rpm, следует включить 3-ю передачу и плавно отпустить сцепление, чтобы начать торможение. Частота вращения коленвала при этом будет примерно на 800-1000 rpm выше, чем на предыдущей 4-й скорости. Автомобиль начнет плавно тормозить, а обороты снова начнут снижаться. Затем, по мере уменьшения скорости нужно поочередно переходить на 2-ю и 1-ю, продолжая торможение мотором.
Если вы перейдете на слишком низкую передачу (например, с 4-й на 2-ю), это будет небезопасно – как для дорожного движения, так и для автомобиля. Эффект от такого торможения будет непредсказуемым. В частности, из-за большой разницы оборотов может перегреться сцепление. Также такой резкий переход будет сопровождаться рывком. В лучшем случае машина "клюнет" передней частью, но продолжит тормозить. В худшем случае могут заблокироваться колеса автомобиля из-за чрезмерного тормозного усилия. Поэтому при торможении двигателем не следует "перескакивать" через 1-2 передачи вниз, рассчитывая на то, что это усилит эффект. Следует тормозить плавно и аккуратно, избегая любых резких движений при управлении автомобилем.