Вниманию автолюбителей! Если зимние шины все хорошие и всем подходят, то с летними чуть сложнее. Вне зависимости от производителя летние шины подразделяются по своим критериям на шины для легковых и внедорожных авто.

Классификация летних шин

Шины для легковых авто

Летние шины для легковых автомобилей различаются не так сильно, как у внедорожников. Главные отличия связаны с их направленностью на спортивную езду или комфорт. Тип рисунка протектора (асимметричный, направленный, ненаправленный) играет скорее эстетическую роль, а вот скоростной индекс влияет на ключевые характеристики: чем он выше, тем лучше сцепление, но ниже комфорт.

Кроме того, летние шины можно разделить на несколько категорий в зависимости от их характеристик и назначения:

  1. Экономичные. Покрышки за счет минимального сопротивлению качения снижают расход топлива, долго изнашиваются и тем самым снижают экологический вред. При экстренном торможении проиграют несколько метров любому другому типу дорожных летних шин при равных скоростных индексах. На асфальте эти шины превзойдут по сцеплению с дорогой любые грязевые покрышки.
  2. Комфорт. Шины со сбалансированными характеристиками, имеющие низкое сопротивление качения, хорошее сцепление с дорожным полотном, но во главу угла поставлен низкий шум, специальные канавки для выхода воздуха для снижения хлопков при проезде стыков и термошвов мостов, эстакад и ям.
  3. Премиум. Шины экстра-класса с повышенной результативностью. Чаще всего используются на седанах бизнес-класса и внедорожниках категории люкс. По тормозной и разгонной динамике, по прохождению поворотов превосходят все прочие категории, кроме спортивных. В отличии от спортивных шины UHP не требует предварительного разогрева и держат с первой секунды. Изнашивается резина класса премиум чуть быстрее шин эконом класса.
  4. Спортивные. Резина категории спорт бескомпромиссна и должна использоваться только на асфальте и твердых покрытиях. Выезд на ней в грязь, снег или гололедицу недопустимы ввиду потери управляемости, зато на асфальте эти шины позволят насладиться всей мощью вашего авто. Из минусов — повышенные износ, шум и расход топлива, необходимость предварительного разогрева  для достижения максимальных характеристик. Из плюсов — самый короткий тормозной путь, самый поздний срыв в занос и самый поздний визг шин в повороте.
  5.  Универсальные шины. Подходят для дорог общественного назначения и для легкого бездорожья. Обычно рекомендуются тем, кто часто выбирается на природу — на рыбалку, охоту, в деревню или если до загородного дома последние 200 метров нет асфальта. Шины такого типа часто имеют американскую маркировку всесезонных, поэтому на них можно не спешить переобуваться на зимние осенью, а весной на лето переобуться первым.

Шоссейные шины для внедорожников

Полностью копируют летние, служат для максимальных характеристик на сухом и мокром асфальте. Очень слабые характеристики по грязи. Обычно не имеют спец индексов, кроме SUV, или вообще никаких. Эти шины имеют слабые боковины и будут моментально изношены об острые камни. Часто имеют индексы скорости до 270 или даже 300 км/час. Пример этих шин. К этой категории также можно отнести шины с пометкой UHP (Ultra High Performance — ультра высокая производительность). Пример таких шин.

Дорожные шины SUV, CUV (внедорожники)

Такие шины имеют возможность преодолеть последние 50 метров до своего коттеджа по дороге без покрытия. Обозначаются HP (High Performance — высокая результативность). Пример таких шин. Они обычно имеют скоростной индекс 240 или 210 км/час. Немного уступают шоссейным по тормозному пути и скорости прохождения поворотов, но могу похвастаться наличием грунтозацепов.

Шины HT для грунтовых дорог SUV, CUV

Такие шины могут преодолеть последние 2 км без асфальта до загородного дома или дачи после дождя. Все эти шины имеют индекс HT (High Terrain — высокий рельеф). Например такие. На этих шинах нужно быть чуть осторожнее при движении по асфальту в дождь. Тормозной путь в такой ситуации будет на 10% длиннее, чем у шоссейных. Допустимо использовать как всесезонные в самых теплых регионах страны. В гололед или снегопад от поездки на них лучше воздержаться.

Шины AT для смешанных покрытий SUV, CUV

Имеют обозначения AT, TA или A/T. All Terrain — любой рельеф. Только их смело можно назвать внедорожными шинами. Это весьма «зубастые» шины с агрессивным рисунком протектора и значительным количеством отрицательного профиля протектора, то есть пустот в протекторе примерно столько же, сколько и резины. Они позволяют проходить весьма серьезное бездорожье. Пример такой шины. Обычно имеют индекс скорости 190 км/час, но ездить на них даже 120 км/час нужно уже очень осторожно. Нужно понимать, что площадь соприкосновения такой шины с дорогой примерно в 1.5 раза ниже, потому что дырок от бубликов куда больше, чем самих «бубликов». Тормозной путь в экстренной ситуации на этих колесах может быть на 30–40% длиннее, чем у шоссейных шин.
Возможна круглогодичная эксплуатация данных шин, так как все они имеют маркировку M+S (Mud & Snow — грязь и снег), но езда зимой на них рекомендуется только для богатых любителей приключений или жителей Кубани. На рыхлом снегу за счет резких граней и зубастого рисунка протектора эти шины еще могут продемонстрировать неплохие показатели, то на льду их жесткая летняя резиновая смесь и малое число ламелей окажутся беспомощны.

Шины MT (MUD) или грязевая резина — обычно рамные внедорожники

Название от английского Mud Terrain — MT, M/T — настоящие зубастые шины для бездорожья. Выше них проходимость имеют только трактора и танки: пример таких шин. По фотографии покрышки четко видно, что у таких шин идет преобладание отрицательного профиля протектора. За счет этого обеспечиваются потрясающие внедорожные и очень-очень посредственные шоссейные характеристики. Ездить на них по дорогам общего пользования нужно не быстрее, чем про грунтовым. Можно провести аналогию с зимними шинами скандинавского типа, так называемыми липучками, на которых по асфальту можно ездить немного быстрее, чем по рыхлому снегу для соблюдения безопасности.
Ездить на этих колесах зимой категорически не рекомендуем, даже если на боковине производитель поставил M+S — это довольно опасно. Жесткая летняя резиновая смесь и полное отсутствие ламелей, преобладание отрицательного профиля протектора добавят водителю такого экстрима, который он не испытывал ни на одной Off-Road–трассе.

Всесезонные шины A/S

Настоящих всесезонных шин не бывает ровно так же, как не бывает всесезонной обуви. Всесезонные шины можно порекомендовать только тем людям, кто круглый год носит одну и ту же пару кроссовок. Раньше или позже все любители всесезонок зимой разбивают свой авто.

Всесезонные шины являются таким же компромиссом. Зимой они дубеют и на них запросто можно попасть в серьезную аварию, даже если вы ездите аккуратно, но перед вами выскочил сумасшедший водитель. Летом в жару они тоже на 10-20% проигрывают из-за своей слишком мягкой резиновой смеси. Мало того, никакой экономии на этих шинах не получится, так как их придется менять в 2, а то в три раза чаще, чем летние или зимние. Дело в том, что зимой они слишком быстро изнашиваются и тают на асфальте по причине своей мягкости, а зимой требуется глубина протектора не менее 4 мм, чего у этих шин скорее всего не будет уже через 1,5 года эксплуатации, ведь высота протектора у летних и всесезонок изначально заведомо значительно ниже, чем у зимних шин.

Что еще важно учитывать при выборе

Отличие легковых и внедорожных шин

Легковые шины отличаются от шин для внедорожников в первую очередь типоразмерами, но еще и нагрузкой. Иногда же один и тот же типоразмер может подходить и на легковые, и на внедорожные авто. При этом, как ни парадоксально, обычно более высокий нагрузочный индекс идет на легковой авто. Объясняется это весьма просто — BMW X7, Ауди А8 или Mercedes S-класса весят больше, чем BMW X1, Х3 прошлых поколений, мерседесы GLK и прочие компактные внедорожники, которые имеют те же самые размеры.

Новые бюджетные или старые премиальные?

Самые дорогие шины не стоят своих денег? Стоят! Самые лучшие покрышки окупаются за один раз. Они окупаются когда вы остановились за 2 метра от Мерседеса, а не после. Естественно лучше ездить на новых китайских или отечественных шинах, чем на лысых и стертых фирменных. Конечно лучше купить новые бюджетные шины, если доход не позволяет купить другие.

Но если денег хватает, если все равно их все не потратить, то покупка самых дорогих покрышек от именитых производителей Michelin, Continental. Pirelli, Nokian, Yokohama, Hankook является одним из самых разумных вложений в безопасность вас и ваших близких, с которыми вы ездите на дачу, в городские или тем более междугородные поездки.